ВОЗМОЖЕН ЛИ СОЮЗ УМА И СЕРДЦА?

Так ли обязательно человечеству безконечно выяснять, что приоритетнее – знание или чувствование? Могут ли ум и сердце находиться в гармонии? Что означает понятие «духовный разум»? Над этими вопросами размышляет автор «Доброго слова».

Точность безжизненных часов

Апостол Павел пишет: «Знание надмевает, а любовь назидает» (1Кор. 8:1) и «Если я имею всякое познание, а не имею любви, то я ничто» (1Кор. 13:2). Объясняя эти слова, святой Иоанн Златоуст замечает: «Значит, бывает знание не очищающее, а оБчищающее душу, это знание без любви – вершины, корня и сердцевины  всех добродетелей. Апостол Павел не отвергает знание, а поражает гордость, от него происходящую». А вот толкование святителя Феофана Затворника: «Что вы гордитесь знанием? Если не будете иметь любви, то оно принесёт вам вред. И часы швейцарские идут исправно, но кто скажет, что в них есть жизнь?».

Знание – плод человеческого ума, а любовь – плод человеческого сердца. Святые отцы постоянно указывают на то, что взаимоотношения ума и сердца редко бывают простыми. «Слепотой поражены наши ум и сердце, – пишет святитель Игнатий Брянчанинов. – Ум не может отличить истину от лжи; сердце – ощущений духовных от ощущений греховных».

Физики против лириков?

«Ум с сердцем не в ладу» – это крылатое выражение из комедии А. Грибоедова «Горе от ума» прочно вошло в нашу современную жизнь. Методический раздел по преподаванию литературы в интернете переполнен образцами сочинений на тему противостояния расчётливых и рациональных героев произведений золотого века русской литературы героям наивным, порывистым, действующим по зову сердца.   

Вспомним Онегина и Ленского в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»: «Они сошлись: волна и камень; стихи и проза; лёд и пламень». Или вот Наташа Ростова, которая «не удостаивала быть умной», и двуличный князь Василий Куракин из романа Л.Толстого «Война и мир». Продолжать этот ряд можно долго: Штольц и Обломов из романа И. Гончарова «Обломов», Раскольников и Соня из романа Ф. Достоевского из романа «Преступление и наказание». 

Интересно, что в сочинениях дети делают одинаковый вывод. «Как видим, – пишут они, – ум и сердце – совершенно разные понятия. Они никогда не смогут сойтись между собою». Конечно, с этим выводом можно крепко поспорить. Например, недавно я прочитала очерк об одном адвокате, который назывался «Холодным умом и горячим сердцем». Автор пояснял, что в профессии адвоката (как и во многих других профессиях) человек должен подчинять эмоции голосу разума. Однако и здесь всё далеко не так просто.

Что такое духовный разум?

Преподобный Исаак Сирин пишет: «Разум, предваряющий веру, есть разум естественный; разум, рождаемый от веры, есть разум духовный». Понятие  духовного разума как гармонии ума и сердца стало важнейшим понятием, введённым в сокровищницу человеческой мысли Православием.  

– Чудный союз милости с правосудием видим в образе действий Самого Богочеловека, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) в Поучении на слова Господа «Главное в законе: суд, милость и вера» (Мф. 23:23). – С прекращением действия веры оставляется деятельность по учению Евангелия и начинается деятельность по собственным соображениям и внушениям сердца; разум нисходит с высоты состояния духовного в состояние плотское, чувство благости оставляет сердце. Вступают в него страсти, сердечный мир заменяется разнообразными  возмущениями. Испытавший это в душе своей опытно познаёт существенную важность наставления Господа, опытно познаёт союз веры с духовным разумом и милостью. Важнейшее в законе: суд, милость и вера – в союзе этих добродетелей заключается обновление и спасение человека».

В творениях святых отцов о сущности духовного разума говорится о дивном, трудно объяснимом единстве ума и сердца человека. Недаром святитель (Игнатий Брянчанинов) делает акцент на важности в этом вопросе собственной практики: только «испытавший это в душе своей опытно» сможет понять, что такое духовный разум. Говоря же простыми словами, это такая разумная деятельность человека, которая базируется исключительно на евангельских заповедях Любви.

Вечная любовь

Не поднимаясь столь высоко, конечно же, тему примата разума над чувствами (или, соответственно, наоборот) вовсю обсуждают и посетители социальных сетей.

Недавно я прочитала там интересную беседу. Женщина, чью дочь Господь исцелил от алкоголизма, горько сетовала на то, что даже после этого явного чуда её муж не пришёл к вере и, более того, допускает хулу и насмешки над Православием. Ей ответил молодой человек, который считает себя христианином, но параллельно увлекается буддизмом (?). Приведу дословно то, что он написал: «Не нужно себя мнить мученицей. Когда у вас скорби в браке, вы получаете то, что должны получить из-за вашей гордыни. Обратите внимание на свой ум. Именно от вашей неуправляемости умом происходят внедрения порочных мыслеобразов».

В беседу вступила третья участница, пожурившая «христианского буддиста» за полное отсутствие сочувствия к страдающей женщине. «Вы не умеете применять ваши знания о Православии во благо, они пусты и холодны, – написала она. – Постарайтесь понять человека! Не нужно правильных слов! Обнимите, выслушайте, накормите, напоите, рассмешите и отведите погулять!».    

Прочитав эту беседу, я подумала о том, что в ней максимально точно проявились две позиции, зависящие от приоритета, который ставит для себя человек: холодный ум или горячее сердце. Яснее для меня стала и заповедь апостола: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими!» (Рим. 12:15). И очень близки слова из знаменитого апостольского послания о Любви, которая «всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит», которая «никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор. 13:7-8). Любовь никогда не перестаёт, значит, любовь вечна; любовь всё покрывает, значит, только на её основе и возможен гармоничный союз ума и сердца.

Вера Губина,
прихожанка Лиепайского Александро-Невского храма

 

Лого