ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО – СВОД ПРАВИЛ ДЛЯ КАЖДОГО

В продолжение цикла материалов о Рижской Духовной семинарии, которые наш журнал публикует к её 170-летию, предлагаем читателям познакомиться с ещё одним из предметов, который изучают в семинарии, – Церковным правом. Об этой дисциплине, а также о своих студенческих годах, рассказывает бывший семинарист, а ныне преподаватель иерей Валентин Васильев.

Разговор о важном предмете

– Отец Валентин, Вы преподаёте Церковное право. Расскажите, что это за предмет?

– Церковь – это особый организм, его ни с чем нельзя сравнить, ни с одной организацией, которая в миру существует. Как сказал один поэт, иеромонах Роман (Матюшин):

А Церковь – нечто более, чем мы.
Не высказать Её надмирной сути.
Она – Источник, не подвластный мути,
Она – Надежда посреди чумы.

Но в то же время мы знаем, что природа Господа Иисуса Христа была и земная, и божественная, то есть он и Бог, и Человек. Так  же и Церковь: она и Божественная, и человеческая. Церковь согласно катехизису – это общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами. И, конечно, эти люди вступают в отношения между собой, с различными религиозными и общественными образованиями. Нормы и правила, регулирующие эту жизнь Церкви, и составляют Церковное право.

Фактически Церковное право – это свод правил, которые идут к нам с самого основания Церкви. По этим правилам осуществляется внутрицерковная жизнь, то есть совершаются богослужения, по ним желающие вступают в Церковь, приступают к Таинствам брака, Крещения, Священства. Они же регулируют устройство Церкви, определяют церковную иерархию, права и обязанности церковнослужителей и мирян.

– Кто утверждает эти правила?

– Они пришли к нам из древности. Свои основные законы Церковь получила от Самого Христа, другие законы Она издавала сама, властью, которую Он вручил ей. Это в первую очередь постановления святых апостолов, а также правила святых отцов, утверждённые на Вселенских соборах.

Нередки случаи, когда по поведению православного человека судят обо всей Церкви. Значит, каждому члену Церкви необходимо знать церковное право?

– Частью предмета Церковное право является понятие Церковный этикет. В современной действительности Церковь ведёт активную жизнь и вступает в контакт и со средствами массовой информации, и с представителями власти и дипломатического корпуса, с другими религиозными конфессиями. Поэтому существует определённый этикет, который определяет, как церковнослужитель должен себя вести в тех или иных обстоятельствах. Книги с канонами, где можно найти те или иные указания о  внутренней церковной жизни, должны быть настольными для всех церковнослужителей, чтобы не допустить ошибок, которые могут принести вред верующим людям.

– То, что предмет Церковное право важен для священнослужителей, понятно сразу. Но ведь не все студенты станут служить. Какая им польза от изучения этого предмета?

– Предмет Церковное право – это неотъемлемая часть истории Церкви, ведь оно берёт своё начало от Господа и Его ближайших учеников.  Нормы закона помогают людям осуществить своё призвание, приблизиться к своей сути – подобию Божию, прибегая к тому опыту, который Церковь нам оставила. Каноны помогают человеку пройти свой путь правильно, не совершая непоправимых ошибок. Эта дисциплина также даёт ответы на вопросы, которые интересуют каждого мирянина: как строится Церковный календарь, почему именно в то или иное время празднуется Пасха.

«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» являются неотъемлемой частью Церковного права. В них отражены правила, связанные с современной действительностью, скажем, как верующему относится к таким явлениям, как эвтаназия, пересадка органов, смена пола у людей и многим другим аспектам, связанным с современной действительностью.

Светским людям эта наука также полезна, ведь многим небезынтересно разбираться в терминах: что такое Патриархат, как отличить автономную церковь от автокефальной и так далее. Эти знания повышают эрудицию любого человека, знакомят с древними документами, учебными заведениями, с классическим римским правом, с историей Византии, с биографиями толкователей законов и правил. Особенно в предмете должны разбираться юристы и политики.

Любимые предметы и преподаватели

– Отец Валентин, вы тоже в своё время были студентом Рижской Духовной семинарии. Предмет Церковное право был вам близок? Почему вы преподаёте именно его?

– Церковное право – такой предмет, который студентам обычно малоинтересен: он содержит много правил и канонов, все их необходимо заучивать. Во время учёбы этот предмет лично мне был наименее интересен, но решение священноначалия было таковым, что именно меня утвердили преподавать его. Я сердечно благодарен нашему Владыке Митрополиту, что меня благословили нести такое послушание, и стараюсь исполнять его как можно лучше. Как говорили древние, уча кого-то, ты сам учишься. Я совершенно по-новому открыл для себя предмет Церковное право и по сей день продолжаю открывать. Свой интерес стараюсь передать студентам, преподнести информацию наиболее доступно.

– А какой был ваш любимый предмет во время учёбы? Какие дисциплины не нравились?

– Мне все предметы были очень интересны. Другое дело, что одни давались спокойно и легко, другие осваивать было тяжело. Но всегда хотелось попасть на уроки церковнославянского языка, догматического богословия и христианской литературы. Эти предметы я с нетерпением ждал, на работе всегда старался договориться, чтобы не пришлось их пропускать. Потому что каждое занятие – это было огромное духовное обогащение.

Православную литературу у нашего курса преподавала Миральда Викторовна Вальковская, у неё был огромный опыт преподавания русского языка и литературы. Она могла подолгу читать наизусть стихи великих русских поэтов: Лермонтова, Некрасова, Пушкина; цитировать длинные отрывки из произведений Гоголя, Толстого и Достоевского. Это не могло не тронуть. Свою курсовую работу я писал именно по этому предмету, и Миральда Викторовна была моим научным руководителем.

На уроках церковнославянского языка замечательный преподаватель Зинаида Алексеевна Никулина на каждом занятии старалась и сейчас старается раскрыть его красоту и уникальность. Запомнился случай, как она показала нам церковнославянский текст и закрыла буквы, оставив только знаки на верху: знаки придыхания, ударения и титла. И сказала: «Посмотрите, этот язык дышит! Он духовный!».

Одним из наиболее сложных предметов для меня была история Церкви, которую преподаёт протоиерей Олег Пелевин. Сложность в том, что необходимо было запомнить огромное количество дат и имён. В то же время предмет невероятно интересен, потому что батюшка довольно часто рассказывал много жизненных историй, приводил необычные примеры из истории, иногда и с юмористическим оттенком.

– Вы помните своих преподавателей?

– Я застал блестящую плеяду преподавателей, многих из них нет в живых. Это люди особого склада, интеллигентные, мудрые, высокообразованные: проректор Рижской духовной семинарии Надежда Диомидовна Дёмина, преподаватель истории Клавдия Максимовна Медведева, преподаватель греческого языка Борис Федорович Инфантьев, преподаватель христианской литературы Миральда Викторовна Вальковская и многие другие. Для меня видеть и слышать их было несказанной радостью. От соприкосновения с этими людьми ты уже сам становился духовно богаче, напитывался неким необъяснимым светом, который от них исходил. Я безмерно благодарен, что у меня была возможность бывать на их лекциях, и сейчас черпаю силы, вспоминая студенческие годы и напутствия, наставления и знания своих преподавателей!

Решение поступить в семинарию

– Отец Валентин, сложно ли было поступить в Рижскую Духовную семинарию?

– Я поступал в семинарию уже в зрелом возрасте, фактически впрыгнул в «последний вагон». В то время принимали людей до 35 лет, а мне как раз и было 35. Конечно, всегда есть исключения, поступают люди и старшего возраста с благословения священноначалия.

Моё поступление совпало с периодом воцерковления, когда я начал регулярно посещать храм, вникать в то, что происходит на службах. Первые шаги в Православии я делал в Лиепае, в Свято-Никольском морском соборе. Батюшка, настоятель собора, дал мне возможность там практиковаться: читать, участвовать в службах, в какой-то мере прислуживать в алтаре. Именно тогда я начал учиться читать по-церковнославянски. Я пребывал в таком духовном состоянии, как купец из Евангельской притчи, ищущий хороших жемчужин. Найдя одну самую драгоценную, он пошёл и продал всё, что имел, и купил её (Мф. 13:45-46). Батюшка благословил меня, грешного человека, на поступление в Духовную семинарию и дал рекомендацию.

Мне хотелось узнать о Православии как можно больше и глубже. Поэтому и дерзнул уже в неюные годы поступить. Но определённые трудности при поступлении, конечно, были, прежде всего, это недостаточный опыт церковной жизни. В семье, где я рос, не было никаких церковных традиций, всё это было для меня новое, неисследованное. Поэтому и потребовалось немало времени и усилий, чтобы подготовиться к вступительному экзамену: выучить молитвы, тропари, основы Закона Божия. Я был так рад, что смог поступить!

– Что вы могли бы порекомендовать абитуриентам и людям, думающим о поступлении в Рижскую Духовную семинарию?

– Если человек решает поступить в семинарию, то, на мой взгляд, это очень смелый поступок. Потому что сейчас очень мало людей, даже среди верующих, знающих церковную жизнь и стремящихся соответствовать своему званию православного христианина. Безусловно, я проникаюсь глубоким уважением к людям, берущим на себя смелость поступать в семинарию.

Сейчас то время, когда мы должны отстаивать чистоту нашей веры, чистоту Святого Православия. Поэтому, если человек задумывается о том, что он может в жизни сделать доброго не только для себя и близких, а для мира, в котором он находится, то поступление в семинарию – это именно тот путь созидания добра. Если кто-то находит в себе желание и силы глубоко изучать дисциплины, которые здесь преподаются, то тем самым он изменяет себя и мир вокруг. А мир в этом всегда нуждался и нуждается: ведь Господь говорил, что жатвы много, а делателей мало, и особенно остро это ощущается сейчас.

Получение духовного образования – это достойный поступок для любого православного человека. Всегда стоит помнить о том, что вера – это не хобби и не расширение кругозора, это всегда служение, требующее приложения своих талантов, которые есть у каждого человека, на благо Церкви и общества.

Татиана Хейман,
прихожанка Свято-Троицкого собора города Риги

 

 

Лого