ПРОСТИ, ДАЖЕ ЕСЛИ ПРОЩЕНИЯ НЕ ПРОСЯТ

Прощение – понятие не просто сложное. Оно лежит в основе нашей христианской жизни, а уж о том, сколько других грехов тянет за собой нежелание прощать, и говорить не приходится! Но мы в «Добром слове» всё же поговорим об этом. 

«Угол», потерявший смысл

Практически всех в детстве приучали просить прощения у родителей и друг у друга. И если это выполнялось, взрослые были довольны, считая, что справедливость восторжествовала. Но ведь это далеко не так! Прощение испрашивалось у человека за провинность, то есть за грех, между тем мы знаем, что грешник своими грехами вновь распинает Христа. Итак, попросив прощения у человека, почему ты не попросил его у Бога? Непременно надо попросить прощения вначале у Бога, и тут же – у людей, и к этому надо привыкать с детства.

Когда доводилось преподавать Закон Божий в школах, я спрашивал учителей, для чего они ставят детей в угол? Ответ был общий: «Чтобы ребёнок подумал». Но выяснялось, что ребёнок думал лишь о том, как бы поскорей выйти из угла. Таким образом «угол» не имеет  воспитательного характера. Почему?

Прежде в углу находилась икона, и ребёнок, стоя на коленях, просил прощения у Бога. И уж конечно, никакого гороха под коленки не подсыпали, ведь стояние в углу было не наказанием, а покаянием. Как видим, нынешнее стояние в пустом углу утратило всякий здравый смысл.

Поищи свою вину

Бывают случаи, когда мы просим прощения, а нас не прощают. Мы полагаем, из-за того, что человек жестокий, но это зачастую не так, истинная причина в другом. Некий брат был в обиде на другого брата, который, узнав об этом, пришёл для примирения. Но обиженный не отворил дверь, и тогда брат пошёл к старцу. Старец спросил: «Посмотри, нет ли причины в твоём сердце? Не признаешь ли себя правым? Не имеешь ли намерения обвинить брата, а себя оправдать? Вот почему Бог не коснулся его сердца, и он не отворил тебе дверь! Ты же, пусть даже и он был виноват, положи в своём сердце, что виноват ты, и оправдай брата». Брат поступил по слову старца. И когда он постучал вновь, обиженный отворил тут же и даже прежде, чем пришедший попросил прощения, обнял его от души, и водворился между ними мир».

Но как обвинить себя, если на нас накричали? В таком случае надо винить себя в том, что довёл человека своими поступками (уже не важно, правильными или нет) до раздражения и крика. Итак, в конфликте в большей или меньше степени виноваты обе стороны, так что свою вину всегда найти можно.

Рецепт от обиды

Есть грех, который совершают практически все, это обида. Но каются в нём единицы, а нераскаявшиеся смело идут с этим тяжким грехом к причастию.

Когда мы обижаемся, то не видим в этом греха, считая себя бедными и несчастными мучениками, ведь не мы же обидели, а нас! На деле же оказывается, что мы злопамятные. Мы постоянно помним, что тот или иной человек сотворил нам зло, но забываем, что помнящий зло сам является злопамятным. Ведь если бы забыл зло, то и обиды никакой не было бы! Человек не злопамятный говорит: «Мне никто ничего плохого не сделал. Я ничего плохого не помню».

Кажется, пустяк, но нет: злопамятный приравнивается к человекоубийце, ибо сказано: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин 3:15). Итак, своей ненавистью мы каждую секунду, каждую минуту убиваем того, кого ненавидим.

Некоторые говорят, что, мол, я не испытываю к обидчику ненависти. Это неправда. Слово ненавидеть произошло от слова «видеть», то есть того, на кого мы обижаемся, мы не желаем видеть, а это и есть признак ненависти. Так кто же хуже: тот, кто один или пять раз досадил, или тот, кто каждую минуту убивает своей ненавистью?

Чтобы избавиться от обиды, которая съедает сердце и отравляет жизнь, надо говорить про себя: «Господи, прости мне моё злопамятство. И ты, человек, на которого обижался, прости мне моё злопамятство. Я хуже тебя потому, что ты один или несколько раз досадил, а я каждую минуту на протяжении всего времени убиваю тебя своей ненавистью».

Полезно припомнить и то, сколько тяжких грехов мы совершили перед Богом и людьми. И добавить: «Господи, справедливо мне это». Вспомним, что эти слова открыли путь в Царствие Небесное разбойнику и убийце. «Я по грехам своим ещё и не такое оскорбление заслужил, а обидчика, Господи, не накажи из-за меня, грешного».

При этом ещё хорошо помнить, что получить прощение от Господа можно только при условии, что мы сами всех простили: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», – говорится в Господней молитве. Мы же, к сожалению, зачастую прощаем только лишь после того, как вдоволь наобижаемся.

О том, какое наказание унаследуют злопамятные, повествует святой Антоний Великий: «Целый год молился я, чтобы мне были показаны места праведных и грешных. И вот увидел я огромного чёрного великана, который доставал руками до неба. Потом увидел я человеческие души, они летали, как птицы. Те, которые перелетали через руки и голову великана, были охраняемы Ангелами. А те, которых он ударял своими руками, падали в озеро. Дошёл до меня голос: «Те, которых ты видишь перелетающими через голову и руки великана, это души праведников: Ангелы охраняют их в раю. А те, которых чёрный великан ударяет руками, погружаются в ад, потому что увлеклись пожеланиями плоти и предались памятозлобию».

Будь великодушным!

Вельможа Евтропий убеждал царя запретить использовать церковь в качестве убежища для преступников. Святитель Иоанн Златоуст восстал против этого, терпя из-за этого от Евтропия многие обиды. И что же? Вскоре сам Евтропий был осужден на смерть. В надежде спастись он в то время, когда святитель Иоанн Златоуст совершал службу, прибежал и скрылся в алтаре. Ни одного укорительного слова, ни одного намёка на прежние обиды не вышло из уст великого святителя. С полной любовью принял он под защиту алтаря Господня бывшего врага Церкви в надежде на его раскаяние.

Будем же и мы проявлять великодушие и прощать даже тогда, когда у нас не просят прощения!

 

Протоиерей Борис Бакуменко,
настоятель Саласпилсского храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца

 

Лого