ОБЩЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ МИЛОСЕРДНЫМ

У нас нет любви

Часто от современных православных можно слышать: «Любовь – это дар Божий. А мы – грешные и недостойны такого дара. Нам надо лишь смиряться с тем, что любви у нас нет. Не будем о таких высоких материях, как любовь, говорить…».  Почему люди так думают? Что стоит за этими словами – немощь, оправдание, равнодушие, что-то иное?

Обратим свой взор на Господа Иисуса Христа, Который пришёл в этот мир, чтобы заповедать нам любовь. Десять заповедей даны были ранее (и на каждую усердные законники установили дополнительные правила), вера в Бога с богослужениями и жертвоприношениями тоже уже была… Не было другого – милости. Правила выполнялись, но милосердие оскудело. Священник и левит спокойно проходили мимо человека, израненного разбойниками, тех, кто согрешил, побивали камнями… Соблюдалась буква закона, а дух любви умалялся. Вспомним несколько мест из Евангелия, отрадных для сердца, пронзительных по смыслу.

Бог и друг

Но Господь, пришедший для сынов Израилевых, пришёл и для тех, кто был вне всяких правил. Про Него говорили: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11:19). Для чего Он становится другом для грешников? Чтобы лечить их души, а не поощрять их грехи! Господь Сам объясняет, почему Он находится рядом с отверженными: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9:12). Господь Иисус лечит любовью, потому что правила без любви не имеют значения для человека и никак не меняют его.

Именно любовь заповедует Христос людям. Любовь не как рекомендация или пожелание, а как закон жизни: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34).

Как растёт семечко любви

Господи, как вместить Твои Слова? И, главное, как их исполнить? Если Господь даёт Заповедь, значит, Он даёт возможности и силы выполнять её, это реально для человека. Бог даёт Заповедь о любви. И если она не выполняется, значит не с Заповедью Божьей что-то не так, а с нами, людьми.

Семечко любви есть в каждой душе, и тем более в душе того, кто принял Иисуса Христа. А вот начнёт ли оно прорастать, это уже вопрос человеческого произволения и согласия. Здесь действует свобода человека, его творчество.  «Да или нет? Что ты скажешь, человек?».

«Да!» – говорит человек с восторгом. С радостью берётся поливать семечко, взращивать его. Немного потрудится, а потом пауза, устал, сил не хватает. Но Господь-то близ, рядом! Обращайтесь, призывайте, и Он облегчит усталость и тяготы: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас» (Мф.11:28). И апостол Павел подтверждает эти слова: «Все могу о укрепляющем меня Иисусе Христе!» (Флп. 4:13).

Для любви нужны силы, и Господь даёт их каждому, кто просит. У каждого своя мера и возможности получать и отдавать. Когда любовь отдаётся другому, она становится милосердием, милостью. Именно милостью, а не жертвой, потому что жертва может быть без любви, а милосердие всегда наполнено любовью. Отдавать что-то с любовью – это и есть милосердие.      

«Как наше слово отзовётся»…

Как много вокруг возможностей, чтобы проявлять милосердие! Даже если мало денег, чтобы поделиться с теми, у кого их ещё меньше, даже если мало сил, чтобы помогать ухаживать за больными в приютах и хосписах… Проявлять милосердие можно всегда. В чём? Да в самом малом и всем доступном – в общении с другими.

Неожиданный поворот? Но ведь милосердие проявляется и в том, чтобы гасить в себе высокомерие, эгоизм и бестактность. Да, мы говорим о вещах не сложных, не о щедрых милостынях и подвигах, а о простой искренней доброжелательности, приветливом отношении к собеседнику. Это навык души, который легко закрепляется, если используется ежедневно.

Правила бывают самые разные, так как в Православии очень богатый опыт: и богословский, и пастырский, да и свой личный. Кто-то почитает одного священника, более строгого, кто-то другого, более мягкого. В копилке церковной жизни собрано много советов и рекомендаций, индивидуальных и общих, и иные строгие хранители считают своим долгом наставлять и просвещать других. Но сколь часто ревнители в совершенно не допустимом тоне делают замечания или выговоры другим! При этом советы даются дельные, но слушающие их не принимают и даже отвергают. Почему? Потому что советы лишены главного – христианской любви. Какие бы правильные слова не произносились, они, сказанные без милости сердца, только ранят и наносят вред и говорящему, и слушателю.

Кто мы друг другу?

Говорят, что самое плохое в христианстве – это сами христиане. Шутка, парадокс, но, увы, не беспочвенный: множество примеров показывают  скудость христианского духа любви у православных. Что это – привет из времён Ветхого Завета, когда были правила, а милости не было? Но разве слова Господа Иисуса обращены не к нам и не сейчас? «Иисус Христос вчера и днесь Той же, и во веки» (Евр. 13:8), – восклицает апостол Павел. Господь всегда дарит Свою Любовь миру щедро, с избытком. Но чего хочет сам человек – принимать и дарить любовь другим или осуждать и поучать их?

Согласитесь, это просто – оказывать милосердие в общении с другими. Было бы желание! Милосердное общение – это самый доступный вид милости для каждого человека. Однажды Василию Великому задали вопрос, что такое ложь или клевета, и он ответил: «Ложь – это правда без любви». Представьте: говорим кому-то правду, а любви при этом нет, и так правда превращается в ложь, в повреждение.

А вот ещё пример. Как-то ученик спросил старца: «Можно ли делать замечания человеку, если он совершает что-то неправильно?». Старец ответил: «Да, можно, если ты имеешь должный дух любви. Если видишь, что любви не хватает, то лучше смолчи. Это и будет малым проявлением любви – окажешь милость и другому, и себе. Проявишь милосердие к чужой и своей немощи. Сохранишь мир в душе». А это дорогого стоит.

Говорят, что если люди будут доброжелательно общаться друг с другом, то количество зла в мире уменьшится наполовину, а добра, соответственно, станет больше. Внесём свою лепту в умножение добра? Ведь это так здорово, и так по-христиански! Прямо сейчас Господь обращается к нам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Значит, если нет любви между нами, мы не ученики Христовы? А если мы не Христовы ученики, тогда чьи?

Елена Герасимова

 

 

Лого