ПРОТОИЕРЕЙ ИГОРЬ ТРОФИМОВ: «НРАВСТВЕННОСТЬ – СТУПЕНЬКА К ДУХОВНОСТИ»

Начиная разговор о нравственности, мы и не предполагали, что наш собеседник с первых же слов поднимет планку и выйдет на беседу о более высоком состоянии человека, о духовности. Что ж, на то он и священник – протоиерей Игорь Трофимов, настоятель Лиепайского храма в честь святого Александра Невского. Но тем важнее и нам в «Добром слове», оглядываясь на себя, тянуться за нашими пастырями, дабы на их возглас «ГорЕ имеем сердца!» смело и честно отвечать: «Имамы ко Господу!».  

         – Батюшка, сегодня мы говорим о нравственности. Слово «нравственность» имеет корнем слово «нрав». Чтобы быть нравственным, какой нрав должен быть у православного христианина, с кого следует брать пример? 

         – Нравственность – это «набор» нравов, некая совокупность правил, позволяющих обществу жить в равновесии. Не будет нравственности – настанет в мире хаос. 

         Человек, придерживающийся заповедей Божиих, безусловно, будет нравственным. Но выше нравственности стоит духовность, ибо некоторые люди совершают нравственные поступки, оставаясь внутри гнилыми. Причина их внешних добрых дел может крыться, например, в тщеславии – желании быть заметными для других людей, в то время как в действительности они добрыми не являются. 

         Отвлечёмся немного и разъясним слово «духовный». Это такое состояние, когда дух человека соединяется с Духом Божиим, и человек становится уже не просто нравственным, а на порядок выше. Состояние духовности надо просить у Бога, как в молитве «Царю Небесный», где мы молим Святого Духа прийти и вселиться в нас, и очистить от всякой скверны, и спасти наши души. 

         А вот когда человек уже не просто нравственный, а духовный, то он понимает: всё происходящее внутри будет отображаться снаружи. И тогда он думает уже не столько о внешних проявлениях в своём поведении, сколько о том, что за всё надо давать ответ. И совершает поступки, исходя из правильного понимания нравственности, которая нужна, прежде всего, для сохранения мира. 

         Вот золотое правило нравственности: «Не делай другому того, чего не желаешь себе», или же, говоря словами Самого Христа: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22:39). А ведь многие и не задумываются о том, что между собой и другим человека надо ставить знак «равно». Не больше и не меньше, а одинаково: чего хочу себе, на то же вправе рассчитывать и другой. 

         – Отметим, что понятия «гуманистическая нравственность» и «христианская нравственность» разнятся. Поясните, пожалуйста, чем и почему? 

         – Гуманистическая нравственность ставит во главу угла интересы человека как такового, индивидуума. Конечно же, человек отличается от всех прочих творений Божиих тем, что он имеет нравственность. Но если мы будем ограничиваться одной только гуманистической нравственностью, которая подталкивает человека ко лжи, говоря: живи и пользуйся всеми благами этого мира потому, что ты – человек, ты этого достоин, то рано или поздно это перехлестнётся в хаос. Ведь под понятием «гуманизм» сейчас многие прячут то, что человек может совершать всё, что ему заблагорассудится, при условии, что это никому не вредит, хотя по сути своей может даже являться безнравственным. 

         Христианство же осуждает позицию, когда человек ставит во главу угла своё «я», и мы называем это явление словом «эгоизм». Христос говорит нам о важности совершенства и самого человека, и человеческих отношений: «Нет выше любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). Любовь может привести человека к совершенству, но где нет любви, там нет и совершенства. Итак, христианская нравственность всегда приводит ко Христу, и это есть её основное мерило. 

         Гуманистическая нравственность предлагает нам определенные образцы идеала человека, и они в разные времена у разных народов были различными. У  христиан же остаётся всегда один и тот же образец – Христос. Если я иду по пути совершенства, но не ставлю пред собой Христа, этот главный идеал, то в итоге я всё равно уклонюсь в эгоизм и забуду о главном. Иногда говорят: «Он добрый человек. Зачем ему быть христианином, если он и так уже творит добро?».  Но ради кого он творит это добро – ради Христа или ради самого себя? Не стоят ли за этим добром определенные корыстные мотивы: чтобы похвалили, чтобы жилось спокойно? Зачастую люди именно так и поступают. 

         Мы же, когда идём по пути совершенства, должны сравнивать себя не с другими и не с самим собой, каким мы были раньше, а с такими, какими мы должны быть. Вот и апостол Павел говорит: «Я не почитаю себя достигшим, а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3:13-14). Так и нам нужно познавать этот путь духовного совершенства, взирая на Иисуса Христа, только тогда мы будем обладать истинно христианской нравственностью. 

         – Христиане живут в обществе, нравственные установки которого существенно отличаются от христианских. Как вести себя верующему человеку среди неверующих? Стоит ли обличать общественные устои?

         – При всей изменчивости этого мира человек должен быть постоянным, а его основой, фундаментом всех его стремлений и мыслей должно быть желание угодить Богу, то есть в итоге стать святым. И если я не ставлю себе такой задачи, то тогда я буду стремиться к тому, к чему стремится весь мир: жить в довольстве, в комфорте, в роскоши, в некоей успокоенности, забывая, что впереди ждёт главный в жизни экзамен, когда нужно будет ответить за все свои дела.       Поэтому мы не должны смотреть, что и как делают другие, не должны осуждать других, но своим христианским примером должны показывать, каким должен быть настоящий человек – таким, каким был Христос. Он для этого и пришёл сюда, на Землю, чтобы показать нам этот образ. Заметьте, Он ничего не поменял, даже социальный строй: рабовладельчество осталось абсолютно неизменным в то время, когда Он был на Земле. Но Христос показал нам образец кротости и смирения, напутствовав: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Мф. 11:29). Станем кроткими и смиренными, и всё получится: тогда можно говорить и о нравственности в чистом виде, которая, конечно, в дальнейшем перерастёт в духовность. 

         Есть моменты, когда об этом надо говорить вслух. Делать это нужно тогда, когда мы уверены, что нас услышат, что наш голос будет иметь влияние. Но чаще приходится видеть, как люди возвышают свой голос, сидя перед телевизором и ругая правителей: мол, тут неправильно поступили, здесь не так сказали. Нельзя так поступать, толку от этого не будет.

         – Может ли неверующий человек, не признающий, что над ним есть Бог, хотя бы разово совершить поступок, который верующие люди признали бы нравственными? Приведите пример, пожалуйста.

         – Конечно, и неверующий может совершить и добрый, и нравственный поступок! Но мы с вами уже говорили о внутренней мотивации таких поступков, о стимулах, которые могут быть разными. Одно дело творить дела милосердия и благотворительности ради Христа и совершенствования своей души, совсем другое – делать это ради голосов избирателей, не являясь при этом ни добрым, ни милосердным. 

         Впрочем, бывали случаи, когда человек через добрый поступок приходит к вере: говорят же святые отцы, что душа каждого человека уже от рождения христианка, ибо рождена творить добро. Этим словам мы находим подтверждение и в Библии. Человек создан для того, чтобы совершать добрые дела, это наше естественное состояние, и поэтому не стоит удивляться, когда некий внутренний позыв заставляет нас сделать что-то хорошее. 

         Но, совершив доброе дело, христианин, не гордись тем, что тебе свойственно от природы! Восхвали Творца, и на слова благодарности ответь: «Во славу Божию!», подчеркнув тем самым, что сам бы ты никогда до этого не додумался, что это Творец вложил в тебя желание, дал силы, руки и голову ради того, чтобы ты всё сделал хорошо и правильно. Ещё и потому мы называем себя «рабы Божии», что позволяем Создателю действовать в мире через нас. Вот тогда всё будет и нравственно, и духовно. А если совершать хорошие поступки, не помня о Боге, то желаемые плоды мы получим от Него только в этой временной жизни, но в Царствии Небесном за такие добрые дела уже не будет никакой награды.   

         – Какой поступок (действие) с точки зрения православного священника и мужчины мог бы называться высоконравственным, какой – в высшей степени безнравственным? Почему?

         – Самый высоконравственный поступок – тот, который совершил Сам Иисус Христос, отдавший Себя на растерзание, на поругание, на уничижение. Он принёс Себя в жертву ради нашего спасения, и нет большей любви, чем эта. Конечно, жертва может быть и не такой решительной и окончательной, но всегда можно пожертвовать своим временем, когда пришёл к тебе человек и плачет, а ты взял да и выслушал его, и утешил какими-то словами или поступками. Не говорим о жертве вселенского масштаба, но достаточно даже маленького поступка, чтобы научиться жертвовать собой, отдавая частичку себя другому. И это есть высоконравственные поступки, я бы даже сказал, духовные. И вот когда нравственная жизнь человека становится духовной, значит, он уже идёт по пути совершенствования и, значит, может достичь святости как конечной цели нашей христианской жизни.  

         Соответственно, низкодуховным мы назовём такое состояние, когда человек не хочет считаться ни с мнением других людей, ни даже с кодексом правил или законов, которые составлены для всех, когда он хочет осуществить своё желание, может быть, даже и наперекор своей совести, когда он уже «не дружит» с этим мерилом внутри себя, которое дано от Бога каждому человеку. Такого человека люди называют «бессовестный», «безнравственный». Он не слушает и не слышит свою совесть, и она в итоге замолкает.

         Безнравственными поступками я назвал бы все человеческие пороки, все грехи, хотя внешне они могут казаться и благопристойными: и предательство, и воровство, и обман. И оскорбление, когда человек внешне культурный, образованный и начитанный, внутри оказывается безнравственным. Причину, по которой он так поступает, знает и видит только Бог и, конечно, совесть самого человека, которую при желании он легко может и усыпить…

Оксана Дементьева, 

Виктория Ионина

 

 

«Для Церкви, для людей воцерковлённых, для верующих христиан вера и нравственность неразделимы. Нравственность как вещь благоугодная Богу созидается верою и в основе своей имеет любовь к Богу и любовь к ближнему. Человек верующий боится оскорбить своего Творца безнравственным поступком и стремится удержать от таких поступков и ближних, дабы не повредило это спасению их для жизни вечной. «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога» (1Ин. 4: 7), – такой призыв обращает к нам апостол Иоанн Богослов. И наш долг следовать этому призыву».

 

Высокопреосвященнейший Александр, Митрополит Рижский и всея Латвии

 

Пассажир корабля заметил множество больших и малых подводных скал, которыми было усеяно море. Изумлённый, он обратился к рулевому: 

– Это потрясающе! Как вам удается пройти среди множества скал и не повредить корабль? Вы наверняка знаете каждый камушек на пути?
– Нет, – ответил рулевой. – Чтобы вести корабль, мне гораздо важнее знать не где лежат камни, а где находятся глубокие места.

 

(христианская притча)

 

 

Лого