КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?

Иерархия должна быть всюду, и в осо­бенности там, где делают свои первые шаги наши дети, – в семье. Однако под­час семейные отношения принимают неправильные формы. Это случается, когда мужчина вместо того, чтобы стать главой семьи, становится её тираном, или женщина берёт на себя не свой­ственные ей функции.

Глава Церкви – Иисус Христос

Само понятие «иерархия» в обычном мире и в Церкви понимаются и восприни­маются по-разному. В мире и присущих ему человеческих отношениях тот, кто находит­ся в самом низу иерархической лестницы, попросту говоря, должен всем вышестоя­щим, а тот, кто на верхушке, – никому, зато все должны ему.

В Церкви всё иначе. Во главе её ие­рархической структуры находится Сам Христос – Он создал Церковь и несёт за неё ответственность вплоть до уверения, что «врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18). Затем следуют епископы, наследники апостолов, потом священники и диаконы, а уже потом – миряне. Получается, что тот, кто в церков­ной иерархии выше других, сле­дуя Христу, обязан заботиться о тех, кто ниже, опекать их, учить и направлять. И даже наказывать, если кто-то из «низших» сбился с пути истинного. Потому мы, на­ходясь в Церкви, на нашу иерар­хию взираем с надеждой, что мы будем поняты и приняты старши­ми, и нам всегда помогут.

В веке нынешнем семьи тоже условно делятся на светские (те, что живут вне Церкви, приходя в неё в лучшем случае лишь на Рождество и Пасху) и воцерков­лённые (члены таких семей яв­ляются прихожанами храмов и регулярно участвуют в церков­ных таинствах). С первыми всё понятно: здесь стихия и разгул демокра­тии, родители стремятся дружить со свои­ми детьми практически на равных, а то, что ребёнок при отсутствии чёткого родитель­ского управления полностью теряет жиз­ненные ориентиры, – «ну, а что ж делать, сейчас время такое, дети неуправляемы».

В воцерковлённых семьях иначе. Ска­жем, когда христианин приходит к священ­нику, тот вынужден взять на себя ответ­ственность за этого человека. В первую очередь, за его духовную жизнь. Мы пом­ним: тот, кто выше, обязан гораздо больше трудиться ради других людей. Не случайны слова Спасителя, обращённые к апосто­лам: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35).

Глава семьи – мужчина, муж, стало быть, именно он несёт ответственность за свою семью. Но глава – это не деспот, который терроризирует и обижает семью, а мудрый, умеющий многое учесть и простить, чело­век. Основная ценность семьи – любовь. Мужу заповедано любить жену, как самого себя, и такая любовь исключает отноше­ния господства и страха. «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя,а жена да боится своего мужа», – пишет святой апостол Павел в послании к Ефе­сянам (Еф. 5:33). Апостол употребляет здесь смущающее многих слово «боится», однако он имеет в виду не страх в прямом понимании этого слова. Он призывает жён «повиноваться своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Хри­стос глава Церкви» (Еф. 5:22-23). Вот о ка­кой «боязни» идёт речь: о боязни обидеть, оскорбить, согрешить против любимого че­ловека словом, делом или помышлением.

«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25)

Дети, в свою очередь, с любовью должны подчиняться своим родителям. Когда есть любовь, то всё происходит естественно и нет насилия над личностью. Любовь гла­венствует, ведь Бог и есть Любовь! Власть любви, господствующей в семье, должна быть выше личной власти отца или матери.

«Если Бог будет на главном месте, то все остальное будет на своём!»
(Блаженный Августин).

Родители несут огромную ответствен­ность перед своими детьми, ведь они стар­ше, они воспитывают их и получается, что родители обязаны своим детям. И прежде всего, это обязанность быть хорошим при­мером своим детям. А у детей есть есте­ственный долг подчиняться родителям.

«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему»
(пословица).

Грань требований родителей и послу­шания детей определяет также любовь. Нередки случаи, когда чрезмерно послуш­ный ребенок становится инфантильным – так потеря самостоятельности трагиче­ским образом складывается на его судь­бе и судьбах его детей. Стоит ли в таком случае родителям требовать безукориз­ненного подчинения детей? Бывают ситуа­ции, когда стоит: не беги через дорогу, не прыгай в яму, – как правило, речь идёт о случаях, когда под угрозой оказываются жизнь и здоровье. И духовное здоровье тоже. Например, если ребёнок дал слово и не сдержал, стоит применить строгость и категоричность. В целом же ребёнку надо позволить оставаться ребёнком, а родите­лям помнить о трезвении – особой добро­детели, без которой и любовь очень быстро может приобрести уродливые формы.

Подведём итоги. Наличие иерархиче­ской структуры в любом случае лучше её отсутствия. Как ребёнок при любых обсто­ятельствах стремится остаться с родите­лями, как Господь не оставляет Свою Цер­ковь, так и мы обязаны стремиться к тому, чтобы оставаться в её иерархических гра­ницах. Потому что вне церковной ограды ждёт нас беда, а в Церкви человек всегда найдёт помощь, Божье заступление и вы­ход из самой сложной ситуации. Путь этот будет нелёгким в том смысле, что ему при­дётся что-то сильно изменить и даже иско­ренить в себе. Но эти перемены всегда к лучшему, а вот нежелание измениться, как правило, приводит к трагедии.

Виктория Ионина

Лого