МЕСТО, ГДЕ СКРЫВАЮТСЯ РОДНИКИ
Во второй половине июня мы вступаем в Петровский пост – самое время поразмышлять о поглощающей нас суете внешнего мира и о тишине, необходимой для покаяния. Где взять такую тишину? Бежать ли в пустыню, как преподобная Мария Египетская? Или удалиться в пустыню внутреннюю, в собственную духовную автономию, откуда, по выражению Антония Великого, «внимать себе»? Предостерегая от пагубности суетливой жизни, святые Оптинские старцы указывают нам на Моисея, взошедшего на гору в Синайской пустыне: только оттуда он и мог говорить с Богом.
«Всё суета сует»
Когда думаешь о возвышенных смыслах, связанных с образом пустыни, на память приходит трогательная история одного маленького мальчика с золотыми волосами, сказавшего странные слова: «Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники».
Читатель, конечно, догадался, что речь идёт о Маленьком принце – удивительном персонаже бессмертной повести Антуана де Сент-Экзюпери. Она написана в 1943 году, но до сих пор остаётся одной из самых читаемых в мире книг. Автор же потрясает воображение своей удивительной биографией: суровый и мужественный военный лётчик, он сказал миру самые пронзительные слова о дружбе и любви, сам, как никто другой, умея дружить и любить. Так, известно, что Антуан де Сент-Экзюпери, будучи лётчиком-почтальоном в пустыне Сахара, спас попавших в беду товарищей, рискуя собственной жизнь. А однажды враждебные дикие племена приговорили его к смертной казни, но он обезоружил их… ослепительной дружественной улыбкой.
Итак, пустыня – это место, где скрываются родники. Но как найти их, эти родники жизни, метафорически изображающие родники духовного разума? Маленький принц предлагает нам свои удивительные, по-детски чистые и мудрые рецепты, давно разлетевшиеся по миру: «Глаза слепы. Искать надо сердцем», «Слова только мешают понимать друг друга. Зорко одно лишь сердце», «Со смертью каждого человека умирает неведомый мир», «У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей», «Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут. Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну, то в другую сторону… И всё напрасно!». После этих слов так и хочется воскликнуть фразой из библейского Екклезиаста: «Всё суета сует! Всяческая суета!» (Еккл.1:2).
Святитель Игнатий Брянчанинов в статье «О рассеянной и внимательной жизни» пишет: «Рассеянная жизнь, наполненная житейскими попечениями, доставляет человеку дебелость наряду с многоядением и многопитием. Такой человек прилеплен к земле, занят одним временным и суетным; служение Богу делается для него предметом посторонним». Святитель приводит в подтверждение своих слов цитату из Евангелия от Луки: «Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объедением, пьянством и заботами житейскими» (Лк.21:34). Святитель уточняет, что удаление во внутреннюю пустыню совсем не означает отшельничества: «Исполнение обязанностей частных и общественных не входит в состав суетности. Рассеянность соединена только с праздностью и пустыми занятиями».
И вновь на ум приходят слова Маленького принца: «Все дороги ведут к людям». Кто читал прекрасную повесть Антуана де Сент-Экзюпери, тот, конечно, помнит: до того, как найти в пустыне колодец с родниковой водой, герой повести долго нёс Маленького принца на руках, сам задыхаясь от зноя и жажды. «Деятельность – необходимый путь к бдительности над собою, и этот путь предписывается святыми отцами для всех, которые хотят научиться вниманию себе», – замечает святитель Игнатий.
Анти-«экшн»
Интересно почитать отзывы читателей о повести «Маленький принц»: «Я не помню дословно, о чём эта книга. Нужно срочно смотреть мультик», «Современные люди любят «экшн» (переводится как «действие»), но здесь его нет. Я чуть не уснул». А вот и реклама, она адресована тем, кто изучает «Маленького принца» по школьной программе: «Предлагаем краткое содержание «Маленького принца» за три минуты и подробно по главам за семь минут».
Грустно. С таким настроем можно вообще не читать эту книгу: её мудрые смыслы останутся недоступными, как родники в знойной пустыне. Ведь главное, к чему призывает автор, – остановиться, не спешить, подумать о себе, своей душе. Только тогда человек сможет обрести то, что будет принадлежать ему и только ему. «Маленький принц» – это не «экшн» (это слово также обозначает остросюжетный жанр в киноискусстве), это скорее «психологическое повествование». Устами своих героев – Маленького принца и его друга Лиса – Антуан де Сент-Экзюпери предлагает нам такие психологические зарисовки, от которых просто невозможно оторваться: «Да, да, я люблю тебя! И моя вина, что ты этого не знал», «Если идти всё время прямо и прямо (то есть быть излишне прямолинейным в общении – авт.), то можно никуда не прийти», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Живётся мне скучновато. Но если ты приручишь меня, моя жизнь точно озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. Пожалуйста, приручи меня!», «Ты для меня всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете».
Эту ленту не завяжешь
Пресловутую «цифру» (цифровую действительность) сегодня не ругает только ленивый. Действительно, «цифра» пропитала всё наше сознание, погрузив в почти непрерывную суету. Человек не в силах оторваться от бегущей ленты соцсетей, безучастно и бессмысленно «листая» смартфон. Особенно уязвимыми оказались дети, психика которых неустойчива, а воля ещё слаба. А Маленький принц своими удивительно простодушными словами открывает нам незащищённость детской души перед лицом обезличенной цифровой угрозы:
– Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?». Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?». И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из красного кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», они никак не могут себе представить этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков». И тогда они восклицают: «Какая красота!».
Православные психологи советуют прежде всего самим взрослым избавиться от погружённости в суету, которую несёт им интернет. И, конечно же, почаще заглядывать через плечо сына или дочери на экран, интересуясь тем, что они там видят или читают.
«Ничто так не угнетает и не возмущает душевного ока, как толпа житейских забот и рой пожеланий», – сказал святой Иоанн Златоуст. Будем же хранить своё душевное око от суеты чистым и по-детски незамутнённым. Ведь Христос сказал: «Будьте как дети, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.19:14)».
Вера Губина, прихожанка Лиепайского Александро-Невского храма