22 мая / 2022

ЗЕРКАЛО ДЛЯ ГЕРОЯ

Евангельская честь (однокоренным словом является слово честность) – единственное зеркало, в котором современный человек может правильно, без самообмана, увидеть себя, свои недостатки, заняться самосовершенствованием и спастись. Такой вывод мы делаем, перечитывая Новый Завет и творения святых отцов.

Честность «маленького человека»

Евангельская притча о талантах (Мф. 25:14-30) навела на вопрос: а почему именно тот человек, которому дали один талант, зарыл его в землю? Почему так же не поступили те, у кого были два или пять талантов? Не потому ли, что имеющий один талант так не верил в собственные силы и считал себя ничтожным, что стал единственным, кто испугался своего господина, опустил руки и решил ничего не делать, тем самым не выполнив свой долг? Поговорим же о чести и достоинстве «маленького человека».

Психология «маленького человека» всегда широко отражалась в литературе. Подробно описывать её начал Пушкин («Станционный смотритель»), затем Гоголь (образ незабвенного Акакия Акакиевича в повести «Шинель»). Достоевский продолжил описание в романе «Бедные люди»; следом на литературном горизонте появился чеховский «Человек в футляре», а уже в наше время – герои рассказов Аксёнова и Шукшина. В литературных образах «маленький человек» действительно почти не способен ни на что великое и может лишь вызывать сочувствие читателя.

Однако истинное достоинство «маленькому человеку» сообщило христианство. Не случайно ведь в притче о талантах Господь строго наказал человека, который как бы говорил: «Ну, что я могу поделать с этим своим одним талантом? Ничего!». Тем самым Бог показал нам, что с точки зрения Его Любви этот человек и его усилия на самом деле значат очень и очень много.

В подтверждение этой мысли вспомним притчи о добром самарянине (Лк.10:25-37) и о десяти прокажённых, из которых только один вернулся поблагодарить Господа за исцеление (Лк. 17:12-19). И этот единственный был презираемый иудеями самарянин! Господь намеренно акцентирует наше внимание на том, что недопустимо ставить на человеке, которому, казалось бы, почти ничего не дано, клеймо второго сорта.

Медный обол

Святой Макарий Великий писал: «Дай мне медный обол (самая мелкая денежная единица), – говорит Господь, – и Я отсыплю тебе тысячи талантов (по нашим меркам, тонны золота)». Что же это за медный обол, который должен иметь «маленький человек», чтобы стать великим в очах Бога? Конечно, это его честь: доброе имя, неспособность к предательству, верность совести и долгу.

Иногда смысл высоких понятий наглядно и доходчиво объясняет художественный видеоряд. Обратимся к мировому кинематографу, в золотой фонд которого по праву вошёл фильм А. Миндадзе и В. Абдрашитова «Остановился поезд». Эта лента – обладатель многих российских и международных премий, среди которых и премия международного фестиваля авторского кино в Сан-Ремо за лучший сценарий. В чём же заключается уникальность авторского замысла этого фильма?

Для Бога нет «маленьких людей»

Фильм начинается с аварии, произошедшей на железнодорожных путях. В поезд дальнего следования врезается сцеп из восьми грузовых платформ, сорвавшихся с уклона. Машинист поезда, вытолкнув помощника из кабины, экстренно тормозит и героически погибает, принимая на себя удар… В город, близ которого произошло столкновение, приезжает следователь выяснить причины катастрофы. Казалось бы, всё ясно. Журналист, с которым следователь остановился в одной гостинице, пишет громкую статью «Подвиг машиниста»; погибшему собираются ставить памятник и готовят тожественный митинг для его чествования.

Однако следователь выясняет: сцепщик вагонов нарушил инструкцию, положив под платформы не две тормозные колодки, а одну. Поняв, что его уличили, сцепщик от расстройства попадает в больницу, где умирает от разрыва сердца. Оказывается, он всю жизнь нарушал инструкцию, используя одну колодку вместо двух. «Все так делают!», – заявляют следователю в вагонном депо. «Вам что, виноватые нужны? Из-за вас человек умер в больнице!», – давят на следователя в кабинетах городских властей, вынуждая его закрыть дело. Весь город ополчается на служителя закона. Доходит до того, что жители подсыпают отраву бездомному щенку, которого следователь приручил и подкармливал.

Но герой фильма продолжает расследование и выясняет ещё множество отягчающих обстоятельств… Фильм заканчивается изображением митинга с открытием памятника «герою-машинисту» (косвенному виновнику аварии, из-за которого на линию вышел неисправный локомотив), и у зрителя остаётся неприятный осадок от созерцания атмосферы лжи и бессмысленного движения по порочному кругу. В то же время зритель радуется тому, что герой фильма остался верен совести и долгу.

Как видим, в картине следователь предстаёт рядовым «маленьким человеком», который имеет смелость противостать и высоким начальникам, и всей махине лжи, воздвигнутой против него. Из этого противостояния он выходит настоящим героем – подлинным, а не мнимым, признавшим исполнение долга выше внешних обстоятельств. Сейчас самое время вспомнить притчу о талантах, в которой «маленький человек» не выполнил свой долг, а если посмотреть шире – не выполнил заповедь о любви к Богу. В притче Господь предупреждает нас о том, что это чревато потерей спасения: трусливый раб не только лишается того, что имел, но и попадает «во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов». Для Бога нет «маленьких людей». Он любит всех одинаково и знает, что каждый из нас на своём месте способен совершить свой маленький подвиг.

«Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами, славою и честью увенчал его», – восклицал псалмопевец Давид (Пс. 8:5-6). А выдающийся религиозный философ XIX века И.В. Киреевский утверждал: «Каждая нравственная победа одной христианской души есть событие для всего христианского мира». Будем помнить об этом, а также и о том, что евангельская честность и безкомпромиссность – это и есть то зеркало для героя, в котором современный человек, даже самый «маленький», может правильно увидеть себя, исправиться и спастись.

Вера Губина, прихожанка Лиепайского Александро-Невского храма