5 мая / 2021

ТАЙНА МОЛИТВЕННОГО ШИФРА

«Слава Бога, – писал святитель Филарет Московский, – является Небесным силам, отражается в человеке, облекается в благолепие видимого мира». А это значит, что человек изначально призван был стать причастником Божественной Славы. Что же мы сегодня, являемся ли таковыми?

В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращённо. Такие сокращения – их называют молитвенным шифром, например, «Слава: И ныне:» – есть почти во всех молитвословах. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:), оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности. Итак, «Слава: И ныне:» означает «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Первая часть шифра – слава

Разъясняя смысл слова «Слава», святитель Филарет Московский пишет: «Бог имел высочайшую славу от века… Он сияет существенной, непреходящей и неизменяемой славой. Бог Отец (по Писанию) есть Отец славы (Еф.1:17); Сын Божий есть сияние славы (Евр.1:3), и Сам имеет у Отца Своего славу прежде начала мира; равным образом Дух Божий есть Дух славы (1Пет.4:14)».

Сердце замирает, когда читаешь далее разъяснения святителя Филарета о круговращении славы Божией: «Бог не требует в Своей славе никаких свидетелей… Но по бесконечной благости и любви Он желает иметь благодатных причастников Своей славы. Его слава является Небесным силам, отражается в человеке, облекается в благолепие видимого мира. Она даруется от Него, приемлется причастниками и возвращается к Нему».

Как тут не вспомнить возглас священника на Божественной Литургии: «Твоя от Твоих Тебе приносяще за всех и за вся»? Этот возглас, предваряющий молитвы о Преложении Святых Даров, – наивысший момент самого главного богослужения, Божественной Литургии. В этот момент, когда мы падаем ниц в земном поклоне, сердце, кажется, поёт и ликует так, как оно ликует у великого святого пророка Давида: «Господи Боже наш! Как величественно имя Твоё по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!» (Пс.8:2).

Величественность таких моментов хорошо передают многочисленные произведения искусства. Такие, как, например, картина Винсента Ван Гога «Звёздная ночь над Роной» или музыка Иоганна Себастьяна Баха, воспринимая которые, хочется замереть в восторге перед тайной творения Вселенной.

Возможности человека духовного

«Мы имеет ум Христов», – эта фраза апостола Павла (1Кор. 2:6) на первый взгляд кажется совершенно непонятной современному человеку: «Как мы можем иметь ум Христов?». Апостол Павел пишет: «Взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор. 3:18). Святые отцы объясняют, что Бог действует Своей благодатью, соединяя человека с Собой, обОживая смиренное человеческое естество, приобщая его к Своей вечной жизни.

Преподобная Арсения Себрякова пишет: «Смирение даёт уму его первоначальную чистоту. Человек ясно начинает видеть различие добра и зла во всём, а в себе всякому своему движению душевному знает имя, как первозданный Адам нарекал имена животным по тем свойствам, которые усматривал у них». Таким образом, человек в его  идеале – святые отцы называли его духовным человеком – способен не только постигать суть вещей, но и отдалённые события, прошлое и многое из будущего, видеть души людей, Ангелов и бесов. Тело духовного человек также приобретает сверхъестественные свойства.

Читая сегодня жития великих святых, мы находим подтверждение этим словам. Так, святая Мария Египетская умела ходить по водам; святой преподобный Сергий Радонежский видел на расстоянии весь театр боевых действий на Куликовом поле;  святой преподобный  Серафим Саровский кормил с рук диких зверей.

О той славе, к которой призван человек, преподобный Серафим Саровский  говорил, что если бы человек знал о состояниях блаженства, которые ждут его в будущей жизни и которые уже здесь бывают в очищенных смирением душах, то согласился бы прожить тысячу лет в яме, наполненной гадами, грызущими его тело, чтобы только испытать эти состояния.

Вторая часть шифра – ныне

Конечно, чтение о подобных свойствах духовных людей, или земных Ангелов, как их ещё называют, необыкновенно возвышает душу, устремляя человека горЕ, то есть к горнему, высшему миру. Однако самоанализ быстро возвращает нас на грешную землю, где мы, увы, видим картину далеко не столь радужную.

Что же происходит с нами ныне, то есть сейчас? Увы, увы,  очень часто круговращению славы Божией, о которой писал святитель Филарет, мы противопоставляем круговращение человеческой славы по принципу «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». При этом мы рискуем самым ценным, что у нас есть, нашей верой. Ведь, как сказал Господь: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы от Единого Бога не ищете?» (Ин. 5:44).

Так было в первые века христианства, о которых преподобный Иоанн Валаамский писал: «Были праведники такие совершенные, что видели на небе славу святых. Люди прославляли их, и они возмечтали о себе дьявольской гордостью и, страшно сказать, погибли: стали вести жизнь нечестивую на посмешище людям». Чтобы выработать иммунитет к подобным вещам, святые отцы советовали всегда помнить принцип: «Добродетель, о которой кто-то узнал, уже не добродетель». Поэтому в прежние времена мы наблюдаем явление в искусстве, которое нас поражает: живописцы, создававшие гениальные творения на библейские темы, считали за грех ставить подписи под своими шедеврами. Таковыми были, например, великий голландец Рогир ван дер Вейден, автор всемирно известной картины «Снятие с креста», и великий Дионисий, никогда не подписывавший свои гениальные фрески.

Не случайно и сегодня священники в проповедях и наставлениях призывают нас к посту и молитве, дабы не впасть в грех ложного славословия и человекоугодия. Таким образом, можно сделать вывод о  том, что, если уж мы обращаемся ко второй части молитвенного шифра – к слову «ныне», то нам нужно никогда не забывать и про первую часть – слово «слава». Как любил повторять святой священномученик Иоанн Рижский: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!» (Пс.113:9).

Вера Губина,
прихожанка Лиепайского Александро-Невского храма

 

 

Лого