8 марта / 2021

СМИРЕНИЕ – РЕДКОЕ КАЧЕСТВО

О смирении «Доброе слово» беседует с протоиереем Олегом Пелевиным, секретарём Рижской епархии и настоятелем храма во имя святого Архангела Михаила и всех Небесных Сил бесплотных.

Не насилие, но любовь

– Батюшка, можно ли сказать, что смирение – это результат вынужденного признания человека над собой Божественной Силы?


Нет, так говорить не нужно, потому что смирение в своей основе имеет любовь человека к Богу. Смирение не должно  быть вынужденным, оно всегда несёт в себе элементы добровольности, сознательности, искреннего желания самого человека. Это не связано с тем, что внешние обстоятельства ставят человека в такие условия, что ему необходимо признать над собой Божественную Силу, Божественный Промысл. Истинное смирение есть любовь к Богу. Поэтому Господь и говорит, что самая главная заповедь: «Возлюби Господа Бога Твоего», из неё и происходит и смирение.
 

– Когда жизнь бьёт человека, то волей-неволей приходится смиряться. Какова ценность такого смирения? И смирение ли это? Смирение и покорность – это одно и то же?

Когда жизнь бьёт человека, он научается не смирению, а другой добродетели – терпению. Терпение и смирение это всё-таки разные вещи. Когда человек заболевает тяжёлой болезнью, которая будет с ним до конца дней, то возможны два варианта: либо он будет роптать и беспокоить близких, требуя, чтобы ему послужили, либо будет с терпением воспринимать свою болезнь.

Терпеть лучше, чем роптать, но говорить, что оно сразу приводит к смирению, нельзя. Со временем терпение может стать и смирением, когда человек будет не только терпеливо переносить свои трудности (болезни), но и даже радоваться им. Радоваться, что Господь посетил болезнью, которая избавляет, может быть, от вредных привычек, очищает, помогает искренне молиться, раскаиваться в грехах.

А покорность в своей основе имеет страх, когда человек боится, что его могут наказать. Например, ребёнка или подростка, если он будет что-то плохо делать, могут наказать суровые родители, и ребёнок покоряется воле старших, потому что опасается их.

Причиной для покорности может быть и хитрость. Так, внешним видом человек показывает, что подчиняется, но делает это ради выгоды, скажем, соглашается с начальником, даже если что-то идёт не так, чтобы не лишиться работы. Итак, смирение и покорность это не одно и то же.

Смирение бывает разным


– Один смиряется перед Богом в непреодолимых трудностях, а другой – будучи благополучным. Кто из них ближе к Богу? Какое смирение «лучше»?

Да, есть разные примеры смирения. Но среди святых благополучных мало, святые в основном люди страждущие. Говорят, что в раю нераспятых нет.

Однако есть и исключения. Например, святая благоверная княгиня Анна, супруга Ярослава Мудрого, имела внешне благополучную жизнь. Она родилась в семье короля Швеции и, как королевская дочь, имела безбедное детство, а когда выросла, её выдали замуж за великого князя Киевского. Жила княгиня Анна в тереме, одевалась в красивые одежды, носила золотые украшения. Как известно, Ярослав Мудрый относился к ней с большим уважением, никогда ничем не обидел. Княгиня считалась мудрой и достойной женщиной среди своих современников, хорошей женой и матерью, многие приходили к ней за советом. У неё было десять детей, причём все дети долго жили, только один умер юным. Дочери, когда выросли, стали королевами Франции, Норвегии, Венгрии.

Всё было хорошо у княгини Анны, но она не возносилась, не гордилась, любила Бога, храм и молитву, жила, как подобает настоящей христианке, помогала бедным и тем, кто нуждался. Она стала святой, её жизнь – для многих пример того, как смиряться в благополучии.

А вот другая благоверная княгиня, Анна Кашинская, жившая во времена татарского ига, наоборот, была глубоко несчастной женщиной. Пережила много разных драм: похоронила мужа, детей, внуков. Испытала разорение родного города, сожжение его татарами. Несчастья всю жизнь сопровождали княгиню. Но она не отчаивалась, не роптала, не впадала в уныние или, как сейчас говорят, депрессию, а горячо молилась Богу, находя утешение в вере и молитве. И не только сама держалась, но и другим помогала.

Вот такие два примера. И сказать, чей подвиг смирения выше –

княгини Анны Новгородской или княгини Анны Кашинской, невозможно. На первый взгляд кажется, что подвиг Анны Кашинской выше, потому что она перенесла много страданий. Это будет человеческое рассуждение. А Господь одинаково принял их труды, и они обе стали святыми.

Смирение надо взращивать

– Смирение – качество приобретённое или может быть врождённым?  

Душа человека по своей природе – христианка, и семена всех добродетелей заложены в ней. Но раскроются ли эти качества и взрастут ли, зависит во многом от самого человека. Нужно всегда помнить, что смирение – редкое качество, встречается в жизни нечасто в отличие от других добродетелей: милосердия, сострадания, щедрости. И люди, которые достигли смирения, приложили к этому большие личные усилия. Можно уверенно сказать, что смирение – качество приобретённое, которое человек сознательно и тщательно в себе взращивал.

– Смирение – это признак зрелости души? Зависит ли смирение от возраста?

Да, смирение – признак зрелости души, но от возраста напрямую не зависит. Бывает, что человек в солидном возрасте начинает стремиться к добродетелям, которых у него не было. Чем старше человек, тем труднее ему меняться. В молодости душа более гибкая и податливая, больше расположена к доброделанию. Если человек дожил до 75 лет будучи безбожником и вдруг пробудился и решил спасаться, ему будет сложнее исправляться. Если добродетельных привычек раньше не было, то в таком возрасте нелегко их приобрести.

– Всем нравятся смиренные люди: они неконфликтные и  удобные. Но ведь подлинный смысл смирения не измеряется категориями комфорта, не так ли?

Смиренных людей сразу чувствуют другие, пусть даже неосознанно, и они обычно пользуются любовью окружающих: смиренного можно не опасаться, с ним комфортно, он ничего плохого не сделает.

Но истинный смысл смирения, конечно же, заключается в спасении души для вечной жизни. Смирение трудно обрести, поэтому много людей спасаются другими добродетелями. Чем больше добродетелей у человека, тем лучше.

Раньше в Троице-Сергеевой Лавре выпускались Троицкие листки, в которых подробно рассказывалось о каждой добродетели, например, о милосердии, неосуждении, послушании. Любая добродетель может привести ко спасению, и, конечно, смиренному человеку легче всего спасаться.

Елена Герасимова 

 

 

Лого