15 февраля / 2021

ПОЗАБОТЬТЕСЬ О СЕБЕ, ПОЖАЛУЙСТА!

Через всё святоотеческое наследие лейтмотивом проходит горячий призыв: «Люди, будьте милостивы к себе: ради Христа, не грешите; исполняйте заповеди Господни; пожалейте себя, позаботьтесь о себе, пожалуйста!». Посмотрим, к чему приводит несоблюдение заповедей и, как следствие, пренебрежение заботой о себе самих.

Зачем любить себя?

Когда читаешь изречения святых людей, то иногда встречаешь такие высказывания, которые на первый взгляд кажутся совершенно парадоксальными. Например, в книге преподобной Арсении (Себряковой) «Путь немечтательного делания» я встретила поразившую меня фразу: «Христианину надо ещё уметь любить себя».

«Как же так? – подумала я. – Разве Господь не призывает нас к обратному: «Кто хочет идти за Мною отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк 9:23)»? Далее преподобная Арсения поясняет свою мысль, ссылаясь на слова великих святых: «Грех то же для души, что рана для тела» (прп. Варсонофий Оптинский); «Грех – моль, которая точит душу» (прп. Ефрем Сирин); «Терпящий зло меньше страдает, чем творящий зло» (свт. Иоанн Златоуст).

Слово «грех» переводится как «ошибка», «непопадание», «промах», «порча». Преподобная Арсения поясняет, что, совершая грех, человек наносит рану своей совершенной, первозданной, данной ему в творении природе, как духовной, так и физической. И чем сильнее грех, тем глубже и болезненнее рана.  

– Только Христовы заповеди, – разъясняет святая игумения, – показали человечеству образ действительно здорового, совершенного Человека. Однако поскольку человеку, в отличие от прочих творений, были даны Богом разум и свобода, то он получил возможность жить или в согласии со своей Божественной природой, или вопреки ей. Первое приносит человеку благо, так как сохраняет в нём изначальную целостность и красоту, а вот второе ранит и калечит человека, принося страдания, ибо нарушает законы его первозданного естества.

Дав человеку евангельские заповеди, Господь не только указал, как ему необходимо жить, но и дал средства к излечению с помощью этих заповедей, нанесённых грехом повреждений. Об этом говорит преподобный Исаак Сирин: «Что врачевство для больного тела, то заповеди для страстной души».

Медвежья услуга

Недавно Господь дал мне своими глазами убедиться в том, что этот призыв святых отцов всегда современен. Как-то я зашла на огонёк к однокашнице, у которой в это время гостила её давняя подруга, вдова по имени Люба. Их разговор привёл меня в глубокое смущение.

– Как Дима? – спросила моя знакомая про двадцатисемилетнего сына женщины.

– Плохо, очень плохо, – ответила та. – Вчера снова пьянствовал с товарищами. Я их выгнала, долго после них убирала. Сын мне обещал больше их не водить. А сегодня пришла – опять «гудят», вся компания! И на работу не пошёл! Ему же нельзя пить, у него желудок сильно болит.

– Зачем же он пьёт? – спросила однокашница.

– Не может бросить… А недавно у него украли очень дорогой физкультурный костюм и кроссовки, которые я ему купила. Где деньги брать? – беспомощно восклицала Люба. – Опять придётся поясок подтянуть.

– Куда ты сейчас? – спросила её однокашница.

– Мне нужно телефон ему отремонтировать, – ответила та, – он стакан на экран поставил… Ремонт дорого стоит, но куда деваться?

– А сколько стоит ремонт? – полюбопытствовала я. Когда Люба назвала сумму ремонта телефона, то и у меня, и моей знакомой потемнело в глазах.

– Да легче новый купить! – воскликнули мы одновременно.

– Он не хочет новый, – сказала Люба, – у него в старом телефоне номера друзей пропадут.

– Каких друзей? Собутыльников? Он что у тебя прокурор или большой начальник, оперирующий множеством телефонов? Неужели  не может несколько номеров  восстановить?

– Ну, да, не может, – Люба грустно улыбнулась. – Он у меня слабенький, больной…                     

Позже однокашница с грустью рассказала мне, что батюшка на их приходе давным-давно предупреждал Любу, что последствия её всепоглощающей материнской любви будут со временем только усугубляться, вплоть даже до трагедии. Но, к сожалению, она почти не слушала священника. «Какое верное слово «всепоглощающая»! – подумала я. – Эта почти гротескная любовь и забота о сыне уже поглотили в Любе всё: и её личность, и волю, и способность к анализу обстоятельств».

Что в сухом остатке? Люба стоит на учёте в отделении неврозов. Сын так и не завёл семью, считает свою жизнь разбитой, физически болен, деморализован.

Ошибки в религиозном воспитании

Вскоре, как бы желая ещё больше убедить меня в необходимости размышления над темой правильной любви и заботы о ближнем, к которым призывает нас главная евангельская заповедь, Господь послал мне другой случай.

Я разбирала старые книги и нашла брошюру, написанную одним психотерапевтом. Меня заинтересовало то, что он полушутя-полусерьёзно признавался в том, что издержки религиозного воспитания со стороны родителей никогда не оставят их, психотерапевтов, без куска хлеба. В пример привёл историю своей пациентки Кассии. Мать Кассии была очень религиозной, с отцом у девочки отношений не было.

– Отец работал, и это было всё, что он делал, – пишет психотерапевт. – Он работал, работал, работал, а когда приходил домой, то спал в кресле. И перед ним стояло его пиво. Семьёй руководила мать. Самостоятельно, не зная возражений, сомнений или оппозиции, она управляла всем домом. Она была доброй, но несгибаемой, вежливой и неумолимой. «Ты не должна этого делать, дорогая, – говорила она дочери. – Хорошие девочки так не делают». «Ты не наденешь эти туфли, дорогая. Девочки из приличных домов не носят такие туфли». «Нет вопроса, идти ли тебе в церковь, дорогая. Господь этого хочет, и ты будешь это делать».

Когда Кассия вышла замуж, то первое, что она сделала, это перестала ходить в церковь. Так она выразила свой протест против тяжёлого диктата матери. Однако этот поступок стал для неё самой роковым. Пришли первые испытания и, лишившись духовной поддержки, Кассия не смогла противостоять беде и найти верное решение, когда муж стал ей изменять. Всё, что она смогла придумать, это попытаться в отместку изменить мужу.

Это намерение превратилось для Кассии в навязчивую идею. С детства мать внушала девочке, что за нарушение заповедей Бог жестоко накажет её. Намерение изменить мужу и страх Божьего наказания превратились для молодой женщины в тяжелейшую внутреннюю борьбу, вызвали чувство непрекращающегося ужаса, уверенности в неминуемой смерти, а под конец и в желание прекратить всё разом и навсегда.

Муж и родители забили тревогу. Как пишет психотерапевт, который в этом случае уже работал как психиатр, только долгие месяцы бесед и внушений о том, что Бог любит её, что он не желает ей зла, что Он совсем не Тот, что ей внушили, – только это помогло избежать страшной трагедии. Рассказывая о лечении, психотерапевт сообщил, что однажды Кассия призналась ему в своих чувствах к матери. «Я ненавижу её! – кричала она. – Она никогда не давала мне… Меня! Она не давала мне быть мною, делая меня по своему подобию, она не позволяла ни одной части меня быть мной!». В конце концов только после длительного лечения Кассия смогла изменить свою жизнь и вернуться в церковь. Мать Кассии после перенесённых переживаний долго болела, а отец вообще отошёл в мир иной.

Делаем выводы

Два эти примера родительской заботы, приведшей к печальным последствиям, заставляют нас ещё раз вспомнить изречение святого Исаака Сирина: «Что врачевство для тела, то заповедь для страстной души». Какую же заповедь нарушили в данном случае родители?

Господь повелел нам сражаться со злом «постом и молитвой» (Мф 7:21). Пост – не только ограничение в еде, это воздержание от неуправляемых желаний и пагубных инстинктов, это сила воли и умение вовремя и к месту сказать «да» или «нет». Как видим, нарушение этой важной заповеди привело к страданиям и родителей, и детей. Хочется верить, что, поняв это, все участники этих печальных историй в дальнейшем смогут деятельно прибегнуть к чудесным христианским средствам: покаянию, молитве, церковным таинствам.

Хочется верить, что милостью Божьей точка невозврата в этих историях ещё не пройдена, и всё можно исправить. Но лучшее лечение – это, конечно, профилактика. Поэтому будем всегда помнить призыв святых отцов: «Люди, пожалейте себя, не грешите, позаботьтесь  о себе, пожалуйста»!

Вера Губина,
прихожанка Лиепайского Александро-Невского храма        

 

Лого