6 ноября / 2020

ЗНАНИЕ ИЛИ ВЕРА? ЗНАНИЕ И ВЕРА!

Интересные наблюдения о взаимосвязи знаний и веры предлагает наш автор в рубрике «Исследуйте Писания». А на вечный вопрос сомневающихся, что важнее, знание или вера, «Доброе слово» с уверенностью говорит вслед за М.В. Ломоносовым:  «Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собой».

О знании в Ветхом и Новом Заветах

Само слово «познание» ассоциируется с древом познания добра и зла в связи с грехопадением: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание» (Быт. 3:6). Святитель Филарет Московский объясняет, что не само дерево или плоды давали знание, но «образ Создавшего был в человеке источником разума или познания», дерево же было инструментом испытания и «предоставляло человеку, с одной стороны, непрестанно возрастающее познание добра в послушании Богу, с другой – познание зла в преслушании». Именно это и познали Адам и Ева, прельстившиеся новыми знаниями без Создателя, и это своё новое знание они получили не постепенно и не от Источника Истины (Бога), а немедленно и от «отца лжи» (сатаны).

Библейское учение о знании продолжается в ветхозаветных книгах. Так, в Книге Иова говорится об истинном знании, которое исходит из чистого сердца. Друг Иова Елиуй говорит: «Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое» (Иов 33:3). Тему сердечного знания продолжает Псалтирь: «Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего – знание» (Пс. 48:4). Знание или разум – это не просто логические умственные цепочки, но духовное постижение Господа через дары благодати Святого Духа. В Книге Притчей Соломоновых сказано: «Господь даёт мудрость, из уст Его знание и разум» (Притч. 2:6). Здесь под знанием и разумом подразумеваются откровения Господни.

Святой пророк Варух (VI век до Р.Х.), ученик великого пророка Иеремии, называет Бога «Знающим» и так описывает премудрость: «Но Знающий всё знает её; Он открыл её Своим разумом, Тот, Который сотворил землю на вечные времена» (Вар. 3:32). Автор «Толковой Библии» А. Лопухин поясняет: «Только один Бог, Творец вселенной, сообщает мудрость тому, кому хочет», то есть Господь открывает Себя ищущим Его.

Итак, настоящее и полезное знание исходит от Творца и даётся любящим Его. А знание без Бога ведёт к высокомерию, о чём предупреждает апостол Павел: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8:1-3). Вот как комментирует эти слова святитель  Иоанн Златоуст: «Знание имеет великую нужду в любви, а кто имеет знание, не имея любви, тот не только ничего не приобретёт, но часто теряет и то, что имеет, впадая в гордость. Гордость производит разделения, а любовь соединяет и ведёт к знанию».

О вере в Ветхом и Новом Заветах

В Библии слово «вера» встречается 39 раз, и чаще всего мы встречаем его в Новом Завете. Это не значит, что понятие «вера» незнакомо ветхозаветному учению. Скажем, вот как описывается упадок веры в царствование Осии: «Но они не слушали и ожесточили выю свою, как была выя отцов их, которые не веровали в Господа, Бога своего» (4 Цар. 17:14). А вот каковы последствия безверия: «Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его» (Пс. 77:21-22). Или вот ещё известные слова о вере, сказанные Господом малому пророку Аввакуму: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4).

Сын Божий Иисус Христос ставит веру очень высоко. Через неё Господь исцеляет болящую кровотечением женщину: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова» (Мф. 9:22). Таким же образом исцелились слепые: «Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам» (Мф. 9:28-29). Вера – действенный акцент в душеспасительном диалоге Бога и человека.

Апостол и брат Господень Иаков вспоминает примеры из Ветхого Завета о синергии (соработничестве) веры и дел: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства? Видишь ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав, блудница, не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путём? Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:21-26).

Апостол Павел прямо ставит спасение в зависимость от веры: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасешься» (Рим. 10:9).

Знание и вера: вместе или порознь?

Человеческие знания, накопленный мировой опыт, достижения науки – всё это имеет право на существование и помогает нам в повседневной жизни. Но практической физико-психологической деятельностью жизнь человека не ограничивается, есть и духовная жизнь, и одно из главных мест в ней занимает вера в Бога.

Апостол Павел пишет о силе премудрости Божьей, превосходящей человеческую: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2:6-7).

Вся глава 11 апостольского Послания к Евреям – это своего рода гимн вере, в котором открывается её связь с Богом: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое».

Согласно нравственному православному богословию, если наше убеждение в существование физического мира приходит с познанием, то убеждение в существовании духовного мира и  Бога приходит с верой. Кроме того, знание не является добродетелью (так как имеет место быть элемент навязывания человеку при изучении природы), а вера – именно добродетель (добровольное признание существования невидимого Бога).

Люди неверующие или агностики забывают или отвергают то положение, что данный нам образ, в том числе и ум, есть дар Божий. Учёные-верующие полагают, что наличие опыта объединяет науку и религию: у науки есть опыт исследований, у Церкви – молитвенный опыт и опыт святых, испытавших на себе жизнь по Богу.

Священное Писание – не научный учебник и не практическое руководство по управлению Вселенной, однако в Библии встречаются намёки на некоторые моменты сотворения и устройства мира. Вот стихи, подтверждающие разумный замысел Творца: «Ты всё расположил мерою, числом и весом» (Прем. 11:21) , а вот святоотеческий комментарий: «С той точки зрения, что мера сообщает всякой вещи определённость, число – форму, а вес – покой и устойчивость, они в своём первоначальном, истинном и единственном виде суть Он – Тот, Кто всему даёт определённость, форму и порядок» (блаженный Августин Иппонийский).

«Знание надмевает, а любовь назидает»

Подведём итоги наших размышлений. Знание и познание требует работы ума, интеллектуального напряжения. Вера же есть результат работы совести, сердца и наблюдения за движениями своей души и духа. Нравственное богословие видит, что корни веры находятся в тесной связи нашей души с Богом и вообще с истиной. По слову апостола  Иоанна, «Сам Дух Божий свидетельствует в нас об истине» (1Ин. 5:6). Но это не значит, что вера должна быть слепой, безотчётной, без знания, без какого-либо аналитического умственного мышления. Порой рождаются сомнения. К ним следует отнестись внимательно: вероятнее всего, причина их кроется в нравственном упадке человеческой души. Искренность сердца, простота души и честное желание обладать истиной – вот средства против сомнений.

Апостол Павел предостерегал: «Знание надмевает, а любовь назидает» (1Кор. 8:1).  Знание не упраздняется, но для человека важнее и спасительнее то знание, которое возникает при наличии у него любви к Богу. В противном случае знание породит гордость. Блаженный Августин пишет: «Слова эти (апостола Павла – ред.) нужно понимать не иначе как в том смысле, что знание полезно лишь тогда, когда есть любовь. Без любви же оно надмевает, то есть приводит к безмерно напыщенной гордости». 

Чем чище сердце, тем мы становимся ближе к Богу. С накоплением религиозного опыта и опыта церковной жизни мы преображаемся и сильнее любим ближних и Создателя. Вера, это живое и крепкое соединение души с Богом, есть исходный пункт, определяющий все мысли и действия человека, и в наших руках гармонично соединить и уравновесить знание и веру.

Михаил Тюрин,
прихожанин Рижского храма в честь святого Иоанна Предтечи
 

 

Лого