10 октября / 2019

ОСВЯЩАЙТЕСЬ И БУДЬТЕ СВЯТЫ

Вынесенные в заголовок слова из Священного Писания (Лев. 11:44) навели на размышления: что есть святость? кто такие святые? почему они святые и как происходит канонизация? Вот как много вопросов возникло у любознательного «Доброго слова»! Давайте разбираться в них по очереди.
 
Сначала поразмышляем о том, что такое святость. Прежде всего вспоминается ряд известных библейских стихов, в которых говорится о святости Бога. Приведём некоторые из них. Пророк Исайя в своём видении упоминает о серафимах, взывающих: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3). Из покаянного 50-го псалма мы помним слова: «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50:13). А вот что говорил святой апостол Павел своим братьям-христианам из Коринфской церкви о святом Боге-Духе: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13). 
 
Итак, при слове «святость» появляется ощущение близости Бога и Его любви. Но иногда это слово употребляют и походя, несколько искажая его смысл. «Да он святой человек!», – говорят, например, о человеке, который не жалеет себя и своих сил для помощи другим. Между тем, святой выполняет заповеди Божии и претворяет Его святую волю в жизнь.
 
Святость в Православном вероучении
 
И всё же одно дело толковать понятие святость самому, а другое – согласно учению христианской Церкви, ибо без него кто-то легко может возомнить себя святым: мол, я никого не убил, жертвую десятую часть доходов на храм… Поэтому лучше всего обратиться к известным православным катехизисам. Остановимся на важнейших положениях. 
 
Основная мысль: святость есть стяжание (то есть приобретение, получение) даров Святого Духа. Главнейшее в святости – любовь, поскольку это наибольшая заповедь Христова, и как говорит апостол, даже «если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13:3). 
 
В первые годы и века христианства христиане не считали святость уделом избранных подвижников, к святости призывались все христиане. Апостол адресует свои послания христианским общинам так: «Павел, волею Божиею апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе» (Кол. 1:1).
 
Нельзя сказать, что в древние времена, в ветхозаветную эпоху не было понятия святости или святых праведников. В Священном Писании есть слова: «Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11:44). В Библии святость обозначается словом кодеш, кдуша, что на иврите означает «выделенность, быть отделенным». В более узком смысле – выделенность, предназначенность для служения Всевышнему. 
 
Действительно, в значении отделенного святого народа Божьего мы похожи на ветхозаветный израильский народ. Всякий человек и всякий предмет, непосредственно соприкасающийся с Богом, наделяются святостью. Повеление Божье было таким: «А вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым» (Исх. 19:6). При этом предыдущий библейский стих остаётся как бы незамеченным: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля» (Исх. 19:5). Поэтому сознательно или нет, но, отвергнув Иисуса Христа Сына Божьего, израильский народ передал «эстафету святости» народа Божьего христианам. Вследствие этого апостол Петр имел полное право сказать: «По примеру призвавшего вас Святаго и сами будьте святы во всех поступках». (1 Пет.1:15).
 
Многие неопротестантские и евангелические общины, называющие себя христианами, ссылаясь на эти или иные стихи, спешат объявить себя святыми и даже спасёнными верой. Так и пишут в своих «Основах веры» адепты сект: «Мы спасены по милости верою в Иисуса Христа и Его смерть, погребение и воскресение». Но всё же верить в Бога и жить, предавшись воле Божией и выполняя её, – понятия разные. 
 
Един свят Господь, и Церковь Его непорочна  
 
Святость принадлежит Богу, только Он свят по Своей природе. Обратимся к догматическому богословию. Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) в XIX веке пишет: «Называя Бога святым, мы исповедуем, что Он совершенно чист от всякого греха, даже не может согрешать, и во всех своих действиях совершенно верен нравственному закону, а потому ненавидит зло и любит одно только добро и во всех своих творениях». 
 
Протопресвитер Михаил Помазанский в XX веке также напоминает о подобном понимании святости: «Святость есть наличие высших духовных ценностей, соединенное с чистотой от греха. Бог Един свят по естеству, по Своей природе. Он есть Источник святости для ангелов и людей. Люди же могут достигать святости только в Боге, «не по естеству, а по причастию, подвигу и молитве» (святитель Кирилл Иерусалимский)».
 
Апостол Павел наставляет: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27).
 
Церковь свята своей Главой – Господом Иисусом Христом. Свята присутствием в ней Святого Духа и Его благодатными дарами, сообщаемыми в Таинствах и в других церковных священнодействиях. Свята своей неразрывной связью с Небесной Церковью.
 
Возрастание в Святом Духе 

 
А как православное учение Церкви определяет, кто есть святые люди? Антоний, митрополит Сурожский в книге «Быть христианином» пишет: «Когда апостол Павел говорит о том, что все христиане святы, он вовсе не имеет в виду, что мы все уже достигли святости, я уж не говорю Христовой, а даже святости тех святых, которых почитает Церковь». 
 
Многие думают, что синонимом слова «святый» является слово «безгрешный». По отношению к христианскому вероучению это не совсем так. Во-первых, мы помним, что все мы родились подверженными первородному греху, то есть мы склонны к злу и тлению.
 
Насколько возможно, святые отдают себя Богу, соединяя свою волю с волей Божьей. Митрополит Антоний Сурожский связывает вопрос святости с понятием духовности. Духовность заключается в том, что Святой Дух действует в верующих, что этим действием христиане постепенно возрастают (или должны возрастать). Здесь безусловно значимы и телесность, и душевность: чтобы расшевелить волю, ум, нужны сознание и телесное бодрствование.
 
Бог создаёт тело человека и помещает в него душу и дух. Продолжая тему, митрополит Антоний пишет в отношении святых мощей: «Наше тело так же свято, как наш дух, и должно быть пронизано до самых глубин Божественной благодатью. Этим объясняется то, что тела святых часто остаются нетленными. Так вот, святость начинается с момента, когда мы отдаем себя Богу, она возрастает по мере того, как мы решительно боремся со всем тем, что нам мешает быть Божиими, друзьями и учениками Христа, храмами Святого Духа». 
 
Действительно, Сам Господь учит нас: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло» (Мф. 6:22). Понятно, что здесь речь идет о хранении чистых помыслов и чистого сердца. 
Хорошо об этом пишет святой Симеон Новый Богослов: «Какое другое разумеет Он здесь око, кроме ума? Сие око не может быть просто, если не видит простого (чистого) света. Свет же этот есть Христос. Итак, кто имеет в себе свет Христов, который бы светил в уме его, о том говорится, что он имеет ум Христов». 
 
О канонизации
 
Что такое канонизация? Это когда Церковь причисляет подвижников веры и угодников Божьих к лику святых. Считается, что почитание святых восходит к началу V века, когда Церковь начала отсеивать ложных святых. Прославление святого не означает, что все его дела и писания были идеальными и безошибочными. В творениях святых отцов истинными признаются Церковью не все вообще мысли, содержащиеся в них, но только те положения, в которых видно «согласие отцов» (consensus patrum). 
 
Этот принцип был сформулирован в V веке преподобным Викентием Лиринским: «А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чём мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека». 
 
Далеко не всегда основанием для канонизации служило народное почитание подвижника как святого. Главные критерии, указывающие на святость подвижников веры христианской православной: догматически выверенное Православие; добродетельная жизнь, защита и стояние за веру даже до пролития своей крови; чудеса.
 
Между прочим, в ряде Поместных Церквей (например, в Румынской Православной Церкви) канонизировать можно после прошествии 50 лет со дня кончины святого. Целью правила является ограждение живых родственников святого от тщеславия, а также возможность обстоятельнее изучить жизнь подвижника. 
 
Все святые, молите Бога о нас!
 
Итак, цель христианской жизни состоит в соединении с Богом. Совершается это силою Святого Духа, приобретением Святого Духа или Его благодатных даров. Главный дар – любовь. Живущий по любви живёт по Божьей воле и становится храмом Святого Духа. Уподобляясь апостолам, святые, можно сказать, строили из себя, из своего духа и тела храм Божий. 
 
Вот как пишет святой апостол Павел к христианам общины города Коринф в Греции: «Уста наши отверсты к вам, коринфяне, сердце наше расширено. Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6, 11, 16-18). 
 
Поэтому как нам приблизиться к Богу, подражая святым, людям Божьим? Ответ очевиден: преображаясь под действием благодати Божией, отделяясь от зла и греха, очищаясь от духовной нечистоты. Часто слышишь: «В миру невозможно спастись, то ли дело в монастыре» или «Единственным христианином был Христос, остальные грешны и грешат». Позвольте не согласиться. Знал и знаю таких людей, которые, живя в миру, в городе, ведут достойную и благочестивую жизнь. В нашей власти стряхнуть пыль греха и восстать против злых намерений как свободное творение Божье. 
 
Трудно быть христианином, трудно быть монахом, ещё труднее быть святым, но не невозможно. Об этом свидетельствуют периодически появляющиеся новые имена в святцах. Сколько ныне мучеников, подвергаясь гонениям, взошло и воссияло на Небе за веру и Христа! Все святые, молите Бога о нас, Господи, помилуй нас, грешных, дерзающих быть со святыми!
 
Михаил Тюрин,
прихожанин Рижского храма в честь св. Иоанна Предтечи
 

 

Лого