20 июня / 2018

"ОТЕЦ – ОТВЕТСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ "

В гостях у «Доброго слова» директор Рижской Ринужской средней школы Денис Юрьевич Клюкин. Латвийская Православная Церковь давно знакома с этой школой: на XV Международной педагогической конференции «Церковь, семья, школа» в 2016 году Денис Юрьевич Клюкин выступал с докладом об укреплении семейных ценностей. Сегодня он расскажет о реализованном в его школе проекте, который был направлен на укрепление нравственных ценностей в обществе, в частности, на усиление роли отца в семье. 


Вклад школы в укрепление семьи

         – Денис Юрьевич, давайте расскажем читателям предысторию проекта: как возникла идея, для чего он был нужен?

         – Когда я начал работать директором школы, ко мне в течение всего сентября постоянно приходили с разными проблемами для выяснения ситуации в одном из классов. Школа всячески пыталась решить их. Через некоторое время, делая обход уроков учителей английского языка, я попал на урок, на котором обсуждали тему «Семья». Каждый из учеников должен был рассказать о своей семье. Из всего класса только один или два ребёнка сказали, что живут в полных семьях, отметив, что в их семьях нет проблем. Дети не врут, дети откровенны. Я обратился к социальному педагогу, и мы посмотрели социальную карту класса. Это был тот самый класс, который «отличался» успеваемостью и поведением, и оказался самым сложным с точки зрения семейного положения. 

         Для того, чтобы сделать вклад в укрепление семей, мы выбрали путь привлечения мужчин к воспитанию детей. Выбор был связан с простой статистикой нашей школы: более 90 процентов людей, принимающих участие в воспитании детей, – женщины. По тем или иным причинам мужчины избегают участия в этом процессе. Поэтому школа обратила внимание на мужчин и не только на отцов, потому что часто дети не имеют отцов или отчимов рядом, а на мужчин, которые есть в семье. Чтобы у ребёнка была возможность понять, кем является мужчина, в особенности, чтобы он мог понимать, что в семье есть две роли. И если роль матери более понятна, то роль отца понять сложнее.

         –Осуществляется ли проект до сих пор?

         – Такие проекты реализуются в рамках календарного года. Этот проект проводился в 2016 году и был успешно завершён. Руководила проектом заместитель директора Светлана Ивановна Ячменёва.

         –Под каким девизом он прошёл?

         – Возможно, это не девиз, но одна из главных мыслей всего проекта. Она звучит так: «Отец не учил меня, как жить, он жил сам и разрешал мне смотреть за этим».

         Мы поставили цель вовлечь мужчин в воспитание детей, помочь им правильно планировать своё время и свою жизнь в рамках семьи, повысить статус и роль отца в глазах ребёнка. Делом в том, что социальная служба школы, проводя регулярные опросы, выявила: дети видят, как мама или бабушка готовят еду, занимаются уроками, делают огромное количество дел по дому и участвуют в воспитательном процессе. А отцы, даже если они и есть, зачастую «просто есть»: они не занимаются детьми и даже избегают общения, теми или иными способами заменяя его другими делами. 

Приходите в школу с папой

         – И как же вы привлекали мужчин к воспитательному процессу? 

         – Мы провели ряд мероприятий, в рамках которых дети проявляли инициативу. Они буквально заставляли отцов общаться с ними, в частности, отцы приходили в школу, рассказывали, кем они работают, чем занимаются. Были проекты, в которых дети изучали из чего состоит жизнь их отцов. Дети готовили коллажи, в которых показывали, как отцы проводят рабочее и свободное время. Об отцах писали сочинения. Состоялись спортивные соревнования, где отцы или мужчины из семьи вместе с детьми активно проводили время. Проведены разнообразные викторины, экскурсии, и всюду дети приводили за руку своих отцов, отчимов либо ближайших старших мужчин из своих семей, поскольку у нас очень большое количество «неоригинальных семей».

         –Легко ли это было это сделать? Какими были отклики?

         – Сначала было тяжелее. Получилось так, как это очень часто у нас происходит: первые мероприятия с участием пап было очень сложно осуществить, но потом многие папы говорили: «Я тоже хочу поучаствовать, повторите мероприятие!». Просто кто-то из родителей поделился своим опытом, что-то рассказал… 

        – Ивы повторяли мероприятия?

         – Не повторяли: нужно было придерживаться графика проекта. Наибольший отклик получили спортивные соревнования. Но знаете что? Во втором проекте – да, позже состоялся и второй! – проблем с участием мужчин уже не было.

         Одной из стратегических целей школы является увеличение участия отцов в жизни детей, чтобы избежать ситуации, когда у отца только номинально есть ребёнок. Он думает, что он молодец, ведь он идёт на работу и приносит денежку, пребывая в уверенности: «Я вас кормлю, я свою роль выполняю, и больше меня ничего не интересует -  максимум раз в год глянуть на оценки». Но достаточно ли этого для ребёнка?

         Мы считаем, что в семье нужно сохранять традиционные ценности. А чтобы их сохранять, надо их знать и видеть. Мы хотим воспитать гармоничную личность, а гармония возникает, когда две чаши весов уравновешены. Дети должны понимать, как формируются отношения в небольшом коллективе, каковым является семья. В проекте, посвящённом отцам, детям надлежало понять мужчину. Это не так просто. С мамой им всё ясно: она родила, она любит, часто даже безоговорочно, а мужчина (даже для мальчиков!)  является существом непонятным: он более строгий, более суровый. Почему? 

Поддержка самоуправления

         – Ваш проект проходил при поддержке Рижской думы. Насколько легко было получить её содействие и помощь?

         – Да, проект осуществляется в рамках программы по интеграции общества. Рижская Дума в лице её Департамента образования каждый год предлагает в рамках программы общественной интеграции возможность получить финансирование на осуществление проектов. Мы подаём заявки. Когда мы в школе совещались, рассматривали возможность участия в программе, учитывались различные возможности нашего вклада в интеграцию. И в определённый момент был сделан вывод: один из важных элементов интеграции общества – укрепление базовой ячейки общества, то есть семьи. 

         Конечно, само по себе укрепление семьи не является основной функцией школы, однако, анализируя социальную ситуацию в нашей школе, мы столкнулись с тем, что только 50 процентов детей живут в изначальных семьях, то есть тех, которые являются браком между «оригинальным» отцом и «оригинальной» матерью. Есть такие семьи, в которых воспитывают опекуны, и эта характерная для нашей школы ситуация, полагаю, достаточно серьёзно отражает в целом ситуацию в обществе. 

         –Как вы и оцениваете результат? Была ли достигнута цель? 

         – По итоговой реакции и желанию семей повторить начатое дело, можно сделать вывод: проект оказался успешным. Мы не только видели счастливые лица, хотя это важно само по себе. Мы вовлекли в участие в проекте 72 процента учеников, а это значит, что в 70 процентах семей наших школьников задумались о важности роли мужчины и отца в жизни ребёнка. Роль женщины-матери, изначальная связь женщины с её ребёнком никогда и нигде не подвергается сомнению. Но понятие «семья» несколько шире, чем просто два человека. И укрепление семьи базируется на совместном участии всех её членов в общей жизни семьи. 

         – Планируете ли вы продолжать проекты, связанные с семьёй?

         –Конечно, ведь школа у нас общеобразовательная! И поскольку школа как социальный институт находится в достаточно сложной социально-экономической среде,  это наша обязанность реализовывать концепцию всеобщего образования, в том числе и через попытку нивелирования влияния этой среды на детей. 

         Семья играет огромную роль в формировании личности, а, следовательно, и общества. И поскольку социальные институты и господдержка не очень эффективно работают в этом направлении, мы пытаемся заниматься воспитанием детей не только в учебное время, но и тогда, когда они находятся вне зоны ответственности школы, то есть в семье. А это значит, что надо приложить усилия по улучшению ситуации в семьях.      

Елена Скуратова

 

 

Лого