20 апреля / 2018

ПОДВИГ ЕПИСКОПА

Священный долг Архипастыря – служить Церкви, управлять ею, поставлять священнослужителей и блюсти Церковь в чистоте веры, защищая её единство. Митрополит Сергий (Воскресенский), Патриарший Экзарх в Прибалтике в 1941-1944 годах, блестяще справился с возложенной на него Господом задачей. Правда, ценой собственной жизни…

Жертвенный долг пастыря

Владыка Сергий (Воскресенский), любимый ученик Патриаршего Местоблюстителя в Москве Митрополита Сергия (Страгородского), был направлен в Прибалтику с целью объединения разрозненных православных церквей Литвы, Латвии и Эстонии в Прибалтийский Экзархат.   

С началом войны Владыка Сергий не эвакуировался, а остался в Риге вместе со своей паствой. 1 июля 1941 года, когда немецкие войска вошли в Ригу, он был арестован и через несколько дней освобождён. 

Дальнейшая судьба Митрополита Сергия необычайна и трагична. Человек сильной воли, гибкого и смелого ума, мужества и крепкой веры, он героически и жертвенно исполнял свой долг пастыря и главы Экзархата. Он сделал многое такое, что сегодня кажется свыше человеческих сил. Так, ему удалось отстоять церковное единство в пределах территории Прибалтийского Экзархата, а в 1943 году он сумел поставить на Рижскую кафедру Архиепископа Иоанна (Гарклавса) – мы помним имя Владыки Иоанна в связи со спасением чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.

Также огромной заслугой Митрополита Сергия (Воскресенского) было его попечение о военнопленных. Гитлеровцы наложили категорический запрет на общение православного духовенства с военнопленными, но на какое-то время Владыка Сергий добился отмены этого запрета в пределах возглавляемого им Экзархата. 

Служение Псковской Миссии

Несомненна роль Митрополита Сергия в открытии Псковской Духовной Миссии на оккупированных землях Псковской, Новгородской и Ленинградской областей. Именно он убедил немецкое командование в необходимости послать туда латвийских священников. Многие историки уверены: то, что сделали псковские миссионеры, до сих пор неповторимо в мировой практике. 

Псковская Миссия начала работу в августе 1941 года, в канун праздника Преображения Господня. Сначала священников было только 14, но со временем их стало уже 160, и до февраля 1944 года, когда Миссия завершила свою работу, они открыли порядка 400 церквей.

Но как же стало возможным, что гитлеровцы позволили открыть на занятых ими землях православные храмы, разорённые советской властью? Сработал принцип «враг моего врага – мой друг». Был расчёт на то, что они обретут лояльность местного населения, позволив то, чего не позволяли советские власти: молиться Богу. 

Истосковавшиеся по молитвенной жизни русские люди, к тому же измученные военными лишениями, конечно же, хлынули в храмы. У священников Псковской Миссии было много работы: постоянные богослужения, многочисленные крестины, венчания, отпевания, нескончаемые беседы с паствой. 

Мнимая лояльность к Церкви, обман населения, показное противопоставление религиозной свободы антирелигиозной идеологии советского государства, – вот что представляла собой конфессиональная политика гитлеровцев. Ведь конечной целью Рейха было полное истребление христианства и создание новой религии на основе соединения древних языческих верований и оккультной мистики. 

И всё-таки на первых порах, когда война ещё была в самом разгаре, на деятельность Псковской Миссии смотрели сквозь пальцы. Именно этого и добивался Митрополит Сергий (Воскресенский), прекрасно понимающий, что укрепление в народе объединяющей веры необходимо, как воздух.

Между верностью и жизнью

Мужество, гибкий ум и необычайная смелость Митрополита Сергия позволяли ему почти три года отстаивать интересы своей паствы перед гитлеровскими властями. Однако он всегда оставался служителем Церкви, сделав тем самым выбор между верностью Матери-Церкви и собственной жизнью.

29 апреля 1944 года на пустынном участке шоссе Вильнюс-Рига машина Патриаршего Экзарха Прибалтики Митрополита Сергия (Воскресенского) была расстреляна неизвестными автоматчиками. Митрополит Сергий и его спутники погибли. 

Местом упокоения Владыки Сергия (Воскресенского) стало старинное Покровское кладбище в Риге. Его могила находится у левого придела Покровского храма. Молитвенно почтить память Владыки сюда стекаются многочисленные верующие.

Оксана Дементьева

«Епископ в Церкви, и Церковь в епископе» (св. Киприан Карфагенский)

«Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их» (39-е Апостольское правило)

 

 

Лого