16 декабря / 2016

ПОКАЯНИЕ – КРЕЩЕНИЕ СЛЕЗАМИ

снимок священника о. Игоря Трофимова

Мы начинаем разговор о Таинствах Пра­вославной Церкви. Как говорится в Зако­не Божием, Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святаго Духа, или спасительная сила Божия. Святая Православная Церковь содержит семь Таинств: Крещение, Миропо­мазание, Покаяние (Исповедь), Евхаристия (Причащение), Брак, Священство и Еле­освящение. Сегодня поговорим о Покаянии.

Как известно, полностью быть свободным от греха не может ни один человек. Поэ­тому часто слышим в храме слова: «Нет человека, который поживёт и не согрешит» (на Бо­жественной литургии). Многие люди, лучше сказать – боль­шинство, мирятся с таким поло­жением дел. «Что поделаешь? Все мы грешные. Да и все так живут», – говорят они.

Это большая ошибка. То, что мы не можем преодолеть свою склонность к грехам, не значит, что с этим ничего не нужно де­лать. Ведь «невозможное че­ловекам возможно Богу». Сво­ими силами мы не справимся с грехом. Но если боремся с ним и просим помощи Божией, то в случае нашей неотступности Господь даст нам победу. В по­мощь кающемуся грешнику да­ётся драгоценный дар, возвра­щающий сердцу чистоту, мир и радость. Если бы не было этого дара, то кто бы из нас мог спа­стись? Речь идет о Таинстве По­каяния (Исповеди). Его ещё на­зывают «вторым крещением», или «крещением слезами».

Разумеется, как богоугодный настрой души покаяние лежит в основе духовной жизни. «Жерт­ва Богу – дух сокрушен», – ве­щает пророк Давид. Мы при­носим Богу в жертву сердце сокрушённое и смиренное. Без жертвы все наши добрые дела могут оказаться бесплодными.

Когда мы приходим в состояние сокрушён­ности сердечной? Тогда, когда видим свои гре­хи во множестве их, как песок морской. А это уже второй величайший дар Божий – виде­ние своих грехов. Говорится, что это видение больше, чем видение Ангела Божия. Но мало видеть грех свой – требуется ещё и исправить его. Мало поставить диагноз, надо ещё выле­чить от недуга.

Начало своего исправления полагаем в Та­ инстве Покаяния (Исповеди). Стыдно и боязно идти на исповедь. Внешне ты человек хоро­ший, а должен показать мерзость сердечно­го запустения перед принимающим исповедь. Это очень болезненно для нашей гордости и тщеславия. Но стыд на исповеди нормален и естественен – это нужно преодолеть. Будем помнить, кому мы исповедуем свои грехи. Не священнику, а Богу. Поэтому и стыдиться бу­дем не священника, а Бога. Что подумает о нас священник – совершенно не важно. Важно – простит ли меня Господь или нет, исцелит ли мою душу, очистит ли от греха?

Исповедь – это удивительный суд, предва­ряющий Страшный Суд. Удивительный тем, что преступнику прощается всё до последнего. Бог-Судия присутствует незримо здесь же, ад­воката нет и не должно быть. А немилосерд­ным прокурором должен стать сам кающийся грешник. Упаси, Господи, оправдываться нам на Таинстве Исповеди: «понеже бо пришел (пришла) во врачебницу, да не исцелен (исце­лена) отыдеши».

Когда Юлий Цезарь переправился через Ла­манш со своим войском в Англию, то приказал сжечь все корабли, чтобы никто не смог повер­нуть вспять. Так и кающийся грешник должен сжечь за собой мосты, ведущие к греховной жизни. А лучше сказать: «Мы должны вознена­видеть грех и страсть, его рождающую».

Не следует откладывать свою исповедь на потом. Неизвестно, сколько Господь дал нам времени на покаяние. Каждую исповедь долж­но воспринимать как последнюю, ибо никто не знает, в какой день и час Бог призовёт нас к Себе.

Чем опасна редкая исповедь? Постепен­ным и довольно быстрым окаменением серд­ца (окамененным нечувствием) и впадением в духовную спячку. Какие плоды может принести спящая душа? А между тем, наша цель – изба­виться от греха!

В заключение вспомним ступени духовного роста, обозначенные блаженным Августином и которые всем нам предназначено пройти: «не могу не грешить», «могу не грешить», «не могу грешить». Да будет так со всеми нами! Аминь.

Иерей Сергий Рыженков,
священник Свято-Никольского Морского собора

 

 

Лого