12 марта / 2016

Паломничество на Святую гору Афон

По благословению высокопреосвященнейшего Александра, митрополита Рижского и всея Латвии с 18 по 30 октября 2015 года, я в составе группы из 15 человек совершил паломничество на Святую гору Афон. Программа поездки была насыщенной. По пути на Афон мы имели возможность посетить храмы и монастыри в государствах, через которые проходил наш маршрут.

Чудный Белосток

Началось наше паломничество молебном в Храме Святого благоверного великого князя Александра Невского. Первая наша остановка была в Белостоке в женском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы. В Варшаве мы посетили православный собор Святой равноапостольной Марии Магдалины. В Чехии в Брно мы смогли прикоснуться к святыням Дубравицкого женского монастыря. Словакию и Австрию мы проехали читая молитвы и слушая проповеди. Наш путь лежал в Италию в г. Бари к Святителю Николаю Чудотворцу.

Руководителем нашей паломнической группы был отец Сергий. Обсуждая во время нашей поездки программу восхождения на гору Афон, многие из нас сокрушались из-за того что среди нас не было прихожан, которые поют в церковном хоре. При восхождении на гору в храме Пресвятой Богородицы у нас должна быть Литургия. Это нас немного беспокоило. Решили что будем петь кто сможет.

Бари и Болонья

В Бари мы приехали к вечеру и остановились на подворье Русской Православной Церкви. На следующий день утром мы имели возможность в Базилике Святителя Николая Чудотворца во время акафиста Святителю помолится Николаю Чудотворцу, а затем и приложится к его мощам. Сложно передать словами чувства и состояние, которые испытываешь прикладываясь к такой святыне. По нашей вере и по заступничеству Угодника Божия в нас что-то менялось.

В Италии кроме Бари мы посетили Болонью. Увидели красоту города, его архитектуру а также величие и монументальность храмов. Мы посетили Собор Святого Петра, великолепный церковный комплекс возле Базилики Святого Стефана. Этот комплекс объединяет в одном ансамбле церковь Иоанна Крестителя, Храм Гроба Господня, двор Пилата и Церковь Святой Троицы. Однако, несмотря на монументальность и величие храмов, в них больше чувствовалась атмосфера чего-то музейного. Святыни можно посмотреть, но к ним нет возможности прикоснуться.

На пути в Керкира

Далее наш путь лежал в Грецию на остров Корфу в город Керкира. Его мы проделали на пароме. Посетили храм Святителя Спиридона Тримифунтскгого, где мы имели возможность помолиться Святителю, приложиться к его мощам и заказать требы. Посетили мы и женский монастырь Преподобномученицы Параскевы Римской. В этом монастыре повстречались с игуменией Нимфодорой. Она в 2014 году присутствовала на крестном ходе в Спасо-Преображенской Пустыни под Елгавой. Мы смогли рассказать ей о своих проблемах, получить совет и утешение. Для нашего прихода она советовала больше читать всем вместе молитвы с просьбой о помощи в деле строительства храма в Адажи.

Во время путешествия нам благоприятствовала погода. Было тепло и солнечно. Но, когда мы уже на пароме плыли на Афон, пошел дождь, начинался ветер. Мы стали беспокоится о восхождении на гору Афон, которое нам предстояло совершить в непогоду на третий и четвертый день.

Первые два дня

После того, как мы ступили на Афонскую землю, на подворье Монастыря Святого Пантелеимона, и после размещения у нас появилась возможность приложиться к мощам Великомученика Пантелеимона, преподобного Силуана Афонского, а также к другим святыням и мощам. Вечером и ночью мы принимали участие в богослужениях, исповедовались, а утром на Литургии причастились Святых Даров. Для нас непривычными были длительные и очень ранние молитвы.

Второй день нашего пребывания на Афоне был наполнен посещением монастырей Карея, Иверского и Вотопеда, а также скита Андрея Первозванного. Мы смогли приложиться к Пясу Богородицы, мощам Андрея Первозванного, части Животворящего Креста Господня, частице мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Поклонились чудотворным иконам Богородицы «Иверская», «Всецарица», «Отрада», «Достойно есь». Побывали мы и у источника, где прибыла по морю на Афон икона Божей Матери «Иверская». Этот источник находится на берегу моря, но ниже его уровня. Что уже само по себе есть чудо.

Перед восхождением

Перед восхождением на гору Афон мы прибыли в скит Святой праведной Анны — матери Пресвятой Богородицы. Участвовали в богослужениях, исповедались, причастились и приложились к стопе праведной Анны. После Литургии и причащения мы начали восхождение на гору Афон. Утро было теплым и солнечным. Нам предстояло подняться на высоту 1 500 м, где находится храм Пресвятой Богородицы, а потом на самую вершину горы — 2 035 м. Среди нас были паломники разного возраста, и с разным состоянием здоровья и опытом восхождения. Мы опасались за тех у кого были проблемы с сердцем и ногами.

Трудный подъем

Подниматься было нелегко, были трудности, однако молитва и помощь Божией Матери нам позволили совершить то, что казалось невозможным. Преодолев высоту 1 500 м в храме Пресвятой Богородицы мы встретили паломников из России, Украины и Сербии. Среди них были два священника и пономарь. Вокруг было очень красиво: белая от солнца вершина горы, зеленые склоны вокруг храма, лазурное море внизу и белые облака рядом с нами. Все готовились к богослужению, исповеди и Литургии. Вечером в храме началась служба. Матерь Божия приготовила нам подарок. Все сербы во время богослужения пели. При чем настолько душевно, что многие из нас плакали.

Восхождение на вершину мы начали в 5 часов утра когда еще было очень темно. Освещая путь фонарями, мы по узким тропам и серпантину поднялись на самую вершину горы к храму Преображения Господня. Храм был закрыт на ремонт, сербы спели акафист Божей Матери, мы позвонили в колокола. Вокруг нас была захватывающая картина восхода солнца, лежащего внизу утреннего лазурного моря, проплывающих чуть ниже нас белых облаков, и золотых от солнечного света вершин. От акафиста Богородице и этой красоты мы наполнялись истинной радостью.

Благополучный спуск

Спуск с горы был ничуть не легче чем подъем. Но помощь Пресвятой Богородицы и молитвы помогли всем спуститься с горы благополучно и вовремя. На ночлег мы прибыли в монастырь Святого Павла. Казалось, что после подъема на гору и спуска вниз, у нас не будет сил. Однако, мы нашли силы принять участие в богослужении и смогли приложиться к святыням монастыря – Дарам Волхвов, кресту с частицей Животворящего Креста Господня, лобной части головы Святого Пантелеимона.

Дальнейший путь до скита Карулия мы преодолели на водном такси. Скит расположен на южной скалистой оконечности Афонского полуострова, самой труднодоступной его части. Насельники живут фактически на скалах – в келиях и пещерах. Перемещаются они по узеньким тропкам вдоль скал держась за цепи. «Карули» в переводе – лебедки, при их помощи монахи поднимают и перемещают грузы. Здесь подвизаются самые строгие монахи-отшельники ищущие спасение в уединении и молитве. Пещеры, кельи находятся на скалах примерно на высоте 75 м над уровнем моря. Голые отвесные скалы над морем оканчиваются пропастью. Здесь мы встретили монахов из Латвии, Эстонии и России. Побывали в их кельях, трапезничали с ними. Они очень душевные люди. Мы удивлялись тому, как 75-летние монахи легко передвигаются по опасным тропам и переносят грузы. Впору было почувствовать свою слабость.

Заканчивалось наше паломничество на Афоне в русском скиту Свято-Пантелеимонова монастыря «Крумица» литургией и причастием. Там мы познакомились с бытом монахов и послушников. Радостно было выполнить небольшие послушания. В скиту познакомились и с нашими соотечественники.

По пути домой

По пути домой в городе Солоники мы посетили храм Великомученика Дмитрия Солунского, где находятся его святые мощи. И конечно мы не смогли не заехать на могилу Паисия Святогорца в Свято-Иоанно-Богословском монастыре. Далее путь нашего возвращения пролегал через Болгарию, Румынию и Венгрию. Заехали в чешский город Брно – надо было передать вино для причастия митрополиту Иосифу в храм Святого Вячеслава.

В храме отец Иосиф помазал нас миром с иконы Божей Матери «Умягчения злых сердец», которая ежегодно прибывает в Брно из подмосковного поселка Батурино. В Чехии эту икону очень почитают. Не могу объяснить как у меня хватило смелости просить у отца Иосифа частицу мира для прихожан нашего прихода. Он передал с отцем Сергием немного миро для нашего прихода и других приходов Латвии. Матерь Божия устроила все таким образом, чтобы мы смогли получить благодать от мироточивой иконы Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец».

Афон – место, где мы теряем счет времени, где все устраивается Самой Богородицей. Жизнь без ежедневной суеты и средств массовой информации делает человека другим. После посещения этого святого места, я в своих снах еще более двух недель пребывал на Афоне.